Отмечать 16 марта как день бойцов латышского легиона СС начали ещё при советской власти. Первый раз попытались в 1989 году на Братском кладбище в Риге, но кладбище оцепили милицией, и возложить цветы к монументу Матери-Латвии бывшим легионерам не удалось. Но уже в следующем году всё прошло без помех.
Возможно, так бы тихо и отмечали день сражения латышских эсэсовцев с Красной армией возле реки Великой в Псковской области. Или на Братском кладбище, или на специальном легионерском в Лестене Тукумского района. Если бы в 1998 году не придумали шествие от Домской площади к памятнику Свободы.
И вот уже сколько лет каждое 16 марта является ключевой датой латвийского календаря. Накануне полиция предупреждает, политологи делают прогнозы, политики — заявления, а столичные власти то разрешают мероприятия, то запрещают. А в Ригу слетаются корреспонденты со всего мира.
Неожиданный набат
В последние годы, казалось бы, всё несколько поутихло, пару лет полиция никого не задерживала. И в этот раз даже объявила, что всё пройдёт спокойно и полицейских будет задействовано меньше. Хотя в былые годы пугала возможными провокациями и тайным прибытием зарубежных экстремистов.
И действительно, сначала казалось, что всё будет как всегда. Легионеры и им сочувствующие вышли из Домского собора, с флагами пошли к Милде. По пути так же, как и в прошлом году, всё тот же баянист сыграл им всё то же «Прощание славянки». У памятника привычно были расставлены жёлтые барьеры и синие полицейские.
Однако неожиданно всю эту рутину нарушил Антифашистский комитет. Разместивший рядом с памятников большие динамики. Как только шествие с цветами подошло к памятнику, из динамиков послышалась сирена, а затем голос Муслима Магомаева запел песню «Бухенвальдский набат» композитора Вано Мурадели на слова поэта Александра Соболева.
Пришедшие к памятнику явно этого не ожидали и начали что-то кричать. Особенно выделялась скандально известная журналистка Элита Вейдемане, требовавшая у полицейских выключить музыку и обзывавшая их всякими непристойными словами. Затем из динамиков раздался дикторский голос, который на латышском языке принялся перечислять злодеяния латышских эсэсовцев и полицейских батальонов. Так же громко.
Не сдержавшиеся депутаты
И если сначала представители латышской молодёжи у памятника на каждое упоминание диктором фамилий особо отличившихся зверствами легионеров кричали «Слава!» и «Да здравствует!», то потом поняли, что технику им не перекричать. И тогда они во главе с депутатами Сейма от «Национального объединения» Парадниексом, Дзинтарсом и Домбравой отправились в сторону противников шествия. Это и стало кульминацией всего мероприятия.
Дело в том, что антифашисты организовали небольшую выставку из виселиц и развешанных на них фотографий жертв Холокоста. Вот эти-то фотографии депутаты Сейма принялись срывать. Райвису Дзинтарсу удалось одну фотографию смять и брезгливо выбросить. И если бы не полиция, то последовала бы массовая драка.
Надо было видеть, как молодые депутаты Сейма с перекошенными лицами прорывались сквозь полицейский заслон, желая выключать голос диктора. Позже они уверяли, что просто хотели спокойно попросить сделать звук потише, но не удержались. И принялись угрожать.
«Несдержанность депутатов — успех провокаторов», — сообщила в понедельник Latvijas Aviize, рупор «Национального блока». Сами депутаты обвинили во всём полицию и потребовали отставки министра внутренних дел. Однако министр Рихард Козловскис ответил, что полиция действовала по закону, а закон не запрещает звукового сопровождения митингов, причём громкость звука не ограничена. К тому же все митинги были разрешены Рижской думой.
Всего за 16 марта, как сообщалось, были задержаны четверо человек, в том числе девушка, сорвавшая траурную ленту с венка, отставленного у памятника Свободы антифашистами. Депутата Домбраву задержали было, но отпустили.
А главе объединения антифашистов Янису Кузинсу неизвестный молодой человек нанёс два удара по лицу. Ударившего тоже задержали.
Больше никаких столкновений не было. Антифашисты завершили трансляцию проклятием фашистским палачам и свернули свою выставку. Бывшие легионеры и их друзья ещё постояли у памятника, попели народных песен, погрелись на скупом весеннем солнышке. И все постепенно разошлись.
Что дальше?
Какие же последствия теперь возможны?
Случившееся подвигнет националистов на ещё более активную законотворческую деятельность. Может быть, им и не удастся свалить главу МВД. Но в Сейм непременно будут поданы законопроекты, ограничивающие исполнение во время митингов песен на негосударственном языке, а также использование технических средств и громкого звука. Возможны также законодательные попытки помешать празднованию 9 Мая.
Сам День Победы, скорее всего, будет отмечаться в более напряжённой обстановке. Причитания о происках «руки Москвы» будут звучать с новой силой.
Усилятся и предвыборные атаки на Рижскую думу, которую уже обвиняют в том, что она разрешила два антагонистических мероприятия в одном месте. Тут в лучшем положение может оказаться кандидат в рижские мэры от Vienotiiba Сармите Элерте. Она обвиняет во всём Ушакова и дистанцировалась от «Национального объединения», заявив, что для неё День памяти латышских воинов — 11 ноября.
Депутаты «Национального объединения», может быть, и стали героями для части своих избирателей. Но в глазах большинства их репутации нанесён урон. Особенно в глазах мирового сообщества.
«Излишне добавлять, что кадры, когда депутаты Сейма срывали плакаты с изображениями жертв Второй мировой войны, жадно схватывали латвийские, зарубежные и особенно российские журналисты, фотографы и операторы», — сообщила Latvijas Aviize.
Да уж, депутат Дзинтарс, срывающий, мнущий и выбрасывающий фотографию жертв Холокоста, — это весьма красноречиво. Тем более это что запечатлено множеством фото- и видеокамер.
Глава парламентской комиссии по мандатам, этике и заявлениям Виталий Орлов заявил, что Райвис Дзинтарс должен выйти из этой комиссии за неподобающе поведение и потасовку с полицейскими.
В Москве осудили проведение в Латвии мероприятий в честь бывших легионеров Waffen SS и назвали участие в них ряда парламентариев от правящей коалиции глумлением над памятью жертв фашизма. Об этом заявил МИД России.
Возможно, официального осуждения со стороны других стран и не последует. Но 16 марта в Риге за главным мероприятием дня наблюдали множество иностранцев, и не только корреспондентов. И уж они не особо приятные для Латвии выводы сделали. Латвия — страна, где почитают бывших эсэсовцев и где даже в середине марта ужасно холодно.
Переход на евро: что будет с ценами Следующая публикация:
Чудо Арье