«Единство», хватит!» (Vienotiiba, pietiek!) — так называется газета со скандальными разоблачениями первых лиц государства, которую тиражом почти в миллион экземпляров выпустил журналист Лато Лапса.
Газеты с компроматом на латышских политиков партии власти вышла на гос. языке. Предполагается, что она попадёт в каждый почтовый ящик Латвии. Известный разоблачитель жуликоватых политиков и составитель списков миллионеров Лато Лапса напечатал и запустил в народ информацию, большую часть которой ранее уже публиковал в Интернете, на своём портале Pietiek.com.
Печатная версия произвела эффект разорвавшейся бомбы среди политиков. «Если на компромат в Интернете и по ТВ они практически не обращали внимания — из серии «Собака лает — караван идёт», то газета тиражом в миллион, которая достигнет всех жителей Латвии, их сильно задела. Вот что значит сила печатного слова!» — радуется Лато.
Разумеется, роль катализатора сыграл и тот факт, что газета вышла как раз в разгар предвыборной борьбы за кресло мэра Риги.
За наши беды — спасибо «Единству»
— Злопыхатели обвиняют вас в том, что вы работаете на политических оппонентов «Единства» — недаром, мол, газета вышла в канун выборов в самоуправления…
— Никто мне за это издание не платил. 30 000 латов, в которые обошлась печать, я одолжил, так что придётся ещё их отдавать. Это неприятно, но я на это пошёл сознательно, я считаю такую публикацию своим гражданским долгом.
А то, что выпуск газеты совпал с выборами в самоуправление, не случайно. Так и было задумано. В своё время меня уже упрекали в том, что мои книги про политиков выходят до выборов, а не после. Хороша ложка к обеду. Через месяц после выборов на мою газетку было бы всем наплевать: избиратель за четыре года всё забудет. Крепкая порция правды до выборов помогает прочистить мозги.
— Почему первым в печатную разработку попалось «Единство»?
— Потому что это партия власти. Сегодня правлению г-на Домбровскиса исполнилось четыре года. Всё, что творится сегодня в стране, по большей части вина или заслуга его и его соратников по партии. А потери для страны налицо. Во сколько Латвии обошлись и ещё обойдутся airBaltic, Kraajbanka, история с закупкой поездов? Что происходит с остатками Parex? И если эти политики хотят и после следующих выборов остаться у власти, то избиратель должен знать, что они на самом деле уже натворили. На сегодняшний день.
— В чём выразилась реакция разоблачённых жуликов?
— Самые знаменитые представители Vienotiiba в первый же день подняли страшный шум-гам о том, что на них клевещут. Причём кричали именно те, кого схватили за руку: Закис, Аболтиня, Кампарс… Домбровскис благоразумно промолчал. Есть люди, которые понимают, что правда, какой бы неприятной она ни была, — это всё-таки правда. А есть те, которые правду просто на дух не переносят.
При этом что-то я не заметил, чтобы нашёлся хоть один порядочный представитель Vienotiiba, который взялся бы спасать «честное имя» партии.
— Никто не пытался доказать: мол, Лато, ты не прав, на самом деле всё не так?..
— Увы, всё именно так. Что, Элерте не получала по тысяче латов в месяц просто ни за что, за туманные функции внештатного советника министра культуры?! Что, у мужа министра благосостояния пенсия не 1400 латов благодаря огромному количеству номинальных должностей в качестве представителя самоуправления?!
Чисто место долго чистым не бывает
— Есть хоть одна партия, представители которой не замарались бы и пришли в политику чисто из любви к родине?
— Увы, нет. Если будут деньги, я готов издать похожие газеты про все остальные партии, представленные в Сейме. Боюсь, даже если обшарить весь земной шар, то разве в каком-то совсем отдалённом уголке такие честные партии можно найти. В основном же политические партии предназначены для того, чтобы люди определённого сорта, амбиций и желаний пришли к власти.
Да, всегда есть некая кучка идеалистов, движимых светлыми побуждениями, но непременно по ходу дела к ним прибивается гораздо большая куча людей алчных, бесчестных и бессовестных, и получается то, что и всегда.
Увы, чисто место долго чистым не бывает. И это нормальная часть демократического процесса. Единственное, что тут можно сделать, — выводить их на чистую воду. Понимаю, что это похоже на борьбу с ветряными мельницами, но кто-то должен всё время бить по вороватым рукам, чтобы неповадно было. Я этим донкихотством и занимаюсь.
— Откуда берётся компромат?
— Что-то сами находим, но наш портал не существовал бы без поддержки бдительных читателей, которые предоставляют нам информацию к размышлению. А мы её проверяем.
Народ не дурак
— Ваши разоблачения помогают избавиться от жуликов и воров? Думаете, электорат, который всё время наступает на одни и те же грабли, будет более внимателен к тем, за кого голосует?
— Надеюсь. В других странах политики за такие проступки уже давно подали бы в отставку, а здесь продолжают политиканствовать. Но подвижки есть, всё же народ не дурак…
Всё же прошлые выборы отмели достаточное количество людей, которые испачкались настолько, что в этом Сейме их уже не видно. Тот же Кампарс, нашедший деньги в тумбочке, понял, что не стоит лезть в большую политику. И Элерте осталась без места в Сейме, и, думаю, место мэра Риги ей тоже вряд ли светит — хорошо, если просочится в думу рядовым депутатом. Почему-то мне кажется, что и г-на Закиса, прославившегося уклонением от налогов, тоже не выберут в следующий раз.
— А Солвита Аболтиня, так сильно разгромленная в вашей газете, но уверенно движущаяся в президенты Латвии?
— Увы, в нашей стране, где президента выбирает сотня людей, основываясь на результатах политического торга, всё возможно.
Уверен, что Солвита Аболтиня со своей нынешней репутацией никогда не стала бы президентом в прямых всенародных выборах. Никогда!!! Удастся ли ей сохранить позиции в следующем Сейме — посмотрим. Ведь всю свою суть она показала лишь в этом парламенте, а до этого более-менее считалась с мнением избирателей. У нас уже был один знаменитый политик, которого освистали во время хоккея, — что-то не слышно больше ничего про Айгара Калвитиса.
Стать королём Латвии не согласен!
— Тут один адвокат призвал вас, Лато, идти в политику и всем показать своим примером, как надо…
— А я не знаю, как надо. Потому и не лезу в политику. Это было бы страшно, если бы ко мне пришёл кто-то и предложил стать, скажем, королём Латвии: мол, устрой всё, как надо. У меня нет к тому ни знаний, ни способностей, ни мозгов. Но, в отличие от наших политиков, я знаю, что я умею и что нет, и не лезу туда, где я некомпетентен. Я тот сверчок, который знает свой шесток.
Беда Латвии в том, что людей у нас настолько мало, что не найти достаточного количества тех, кто и хочет, и умеет. Умеющие не хотят пачкаться политикой, к тому же зарплаты политиков сейчас не так велики.
Если заниматься этим честно, то политика сегодня не особенно прибыльное занятие. Люди с хорошими профессиональными знаниями и бизнес-навыками, у которых есть семья, пойдут на пост министра или депутата лишь по трём причинам: или он собирается сильно урезать свой уровень благосостояния, или намерен воровать направо и налево, или он дурак. Не пойдут на такие зарплаты без задней мысли. Работа, если её делать честно, — адская!
— Сейчас Vienotiiba может сделать ответный ход — проплатить выпуск газеты с компроматом на своих политических оппонентов…
— Если они найдут хитрый способ, как мне эти деньги вручить… Я же буду узнавать, откуда денежки, и опубликую эту информацию тоже. Если ко мне придёт Кампарс со своей сомнительной тумбочкой и попросит очернить, скажем, «Центр согласия» — не возьму. У меня есть свои понятия о том, что такое грязные деньги. К тому же г-н Кампарс должен понимать, что его фото с тумбочкой на другой день будет во всех газетах.
Если же источники не будут напрямую связаны с дурно пахнущими деньгами — возьму и издам ещё газету. Но я её буду делать так, как я хочу. Спонсор не сможет влиять на её содержание. Меня интересует только правда.
— Вам за эту правду ничего не грозит?
— Ну-у-у… Я знаю, что мой телефон прослушивается. Законных оснований для этого нет, но иначе они не могут. Несколько дней назад ко мне пришёл гость, который дал мне послушать запись моих телефонных разговоров в кристально чистом качестве. Такое возможно лишь при поддержке одной из соответствующих государственных контор.
Что ж, пусть слушают. Ничего нового для себя они не узнают. Протестовать тут бессмысленно — в такой стране мы живём. По весне надо будет по телефону кому-то сообщить, что на таком-то поле зарыт горшок с кокаином. Пусть копают! А я посмеюсь. Помните анекдот?
Анекдот от Лато Лапсы
Сын сидит в тюрьме. Мать присылает ему письмо: «Дорогой сынок, уже осень, а картошку некому выкопать». Сын присылает ответ: «Поле с картошкой не тронь — там зарыты наркотики». Через какое-то время мать снова пишет: «Сынок, пришла полиция, всё поле перекопала, а наркотиков не нашла». Сын снова отвечает: «Дорогая мама, как мог — так помог».
Тень «Замка света» Следующая публикация:
Хватит! Самые громкие обвинения и разоблачения в газете Vienotiiba, pietiek!