Во имя чего и кого рискует жизнью старший инспектор муниципальной полиции Риги Дмитрий Семенко. Начнём с того, что Дмитрий удивительно похож на принципиального милиционера — персонажа Сергея Никоненко из фильма «Инспектор ГАИ».
Помните, порядочный гаишник вступает в противостояние с всемогущим директором автосервиса (Никитой Михалковым)? По сюжету той ленты не на шутку схлестнулись люди разных миров. Постовой бескомпромиссно стоит на страже предписаний и общественного порядка, а его соперник плевать хотел на любой закон. После выхода фильма прошло уже более 30 лет, всё вокруг кардинально изменились, а без таких вот честных полицейских, которые за небольшую зарплату и по совести готовы каждый день рисковать жизнью, обществу никак не обойтись.
Если представить ту же Ригу без таких вот честных служак-муниципалов, становится страшно: кто будет разнимать пьяные драки, патрулировать ночные улицы, утихомиривать наркоманов, спасать тонущих детей и рыбаков, разнимать семейные свары, гоняться за вооружёнными браконьерами во время нереста лосося на Даугаве? А Дмитрий Семенко на моих глазах бросился в воду поздней осенью, чтобы спасти обычную утку, запутавшуюся в брошенных сетях. Хотя Дима был без формы, без погон, стало понятно, что так может поступить только неравнодушный хороший человек и, скорее всего, профессионал: либо военный, либо полицейский. Оказалось — и то, и другое. Да ещё жена у него — не просто красавица, а офицер армии.
Военно-строевой роман
— Дмитрий, вы инспектор муниципальной полиции Риги. Признайтесь: могли бы вы оштрафовать, например, собственную жену за какое-то мелкое нарушение — например, распитие пива на лавочке в парке или переход улицы в неположенном месте?
— Моя супруга Элина офицер, она ещё строже и педантичнее, чем я. Только я служу в полиции, а она — в армии.
— Вы дома строем ходите, что ли? И вообще интересно: как вы познакомились — на каких-нибудь стрельбах или учениях?
— Знаете, у нас дома всё как у всех обычных людей. Но по характеру мы с женой оба, конечно, собранные, конкретные, слишком педантичные — вот же повезло нашему сынишке! (Улыбается.) А с Элиной мы познакомились 10 лет назад в существовавшем тогда клубе «Пепси-форум», куда оба, кстати, зашли совершенно случайно и оказались в компании общих друзей. Любовь с первого взгляда, как в кино. Это уже потом оказалось, что мы оба люди военные…
— Дима, а вы из какой семьи, не из офицерской?
— Из учительской! Но моя прекрасная мама требовательнее любого командира — она работает директором школы в рижском районе Золитуде. Поэтому с меня всегда был тройной спрос — как по учёбе, так и вообще по жизни. Знаю, что мой дед по отцовской линии Григорий Семенко был полковником, прошёл Вторую мировую. Но он умер, когда я был ещё совсем маленьким. Однако, наверное, гены кадрового военного передались мне… Мне реально со школы хотелось быть военным или полицейским — одним словом, служить Родине. В моём случае — Латвии.
— Как вы стали полицейским? Это тяжёлая, опасная и не самая высокооплачиваемая работа…
— Как я уже говорил, с юности мечтал оказаться в армии. Но сначала поступил на факультет управления в ЛУ и параллельно проходил альтернативную службу в студенческом батальоне Земессардзе. После получения высшего образования поступил в Академию обороны, где за один год мог получить заветное звание офицера. Порядок, дисциплина, строевая подготовка, чёткие задачи — всё это армия, и всё это мне по душе. Иного пути для себя даже не видел.
Бой браконьерам!
— Но что вам, такому сильному, молодому, умному и подготовленному физически мужчине, помешало стать офицером?
— Неожиданно я заболел. Очень серьёзно. Когда здоровье через год пришло в норму, пришлось отказаться от идеи службы в армии. Хотя сегодня я легко 100 раз отожмусь на руках от пола и достойно пробегу марафон, в тот момент к службе в армии, по мнению врачей, я был непригоден. Поэтому пять лет работал преподавателем и инструктором в автошколе Gross, и всё было прекрасно, но… скучно.
Как-то вечером случайно увидел по телевизору старый фильм «Инспектор ГАИ» с Никоненко в главной роли, и у меня защемило в груди… Решил: попробую пройти комиссию, попасть в государственную дорожную полицию и быть таким же вот честным инспектором! Но меня пригласили в муниципальную полицию — в подразделение водного патруля. Муниципалы, подумал я, на самом деле ближе всего к народу. Взгляните на улицу: там вы увидите почти одних муниципалов…
— А при чём тут вода?
— Так вода — это большая часть Риги: не раз приходилось спасать тонущих сёрферов, рыбаков, детей, не рассчитавших силы взрослых. Кроме того, что мы следим за порядком на озёрах и реках, ещё активно воюем с браконьерами. Приведу такой пример: в Латвии, скажем, начался нерест лосося. И что мы видим? Алчные люди ставят в этот момент километровые сети и губят рыбу, которая готова дать потомство. Это преступление.
— Но в стране есть специальные государственные службы, ответственные за борьбу с браконьерством…
— Да, есть рыбнадзор, но им требуется помощь. Всех цифр наизусть сейчас не помню, а пару лет назад осенью из девяти случаев конфискации нелегально выставленных сетей в пяти случаях порядок наводила полиция самоуправления Риги. Фактически мы по собственной инициативе караулили браконьеров ночью у воды и предотвращали нарушения закона. Алчность браконьеров не имеет границ, поэтому мы с ними воюем тоже серьёзно и по всем правилам: с наблюдением, видеосъёмкой, захватом.
— …Без оружия и за скромную зарплату. Зачем вам это?
— Бог его знает… Наверное, как герой Никоненко, стою за правду.
«Лёд безопасен только тогда, когда на него не идёшь»
— Сейчас середина зимы, морозы, и опять тонут рыбаки…
— Среди любителей подлёдного лова есть безрассудные люди. Приведу страшный пример: 1 января этого года был зафиксирован случай гибели рыбака. На речке Булльупе под лёд провалился мужчина: в 300 метрах от берега спасатели обнаружили рыбацкие снасти. На помощь были вызваны водолазы Управления рижской муниципальной полиции, которые достали из воды… тело.
Хочу ещё раз, пользуясь возможностью, предупредить всех любителей зимней рыбалки: наибольшую опасность представляют реки, где лёд не только тает на поверхности, но и подмывается течением. Недавно в Свенте рыбаки вытащили провалившегося под лёд товарища… Одним словом, рыбачить следует по-умному, без нарушения принципов безопасности, которые знает каждый любитель этого дела. Скажу больше: лёд полностью безопасен, пока на него не ступаешь. Так что если вам хочется побродить по замёрзшему водоёму, а тем более прокатиться по нему на квадрацикле, сто раз подумайте: нужен ли вам этот риск?
— Рядовой полицейский, если не ошибаюсь, получает 350-370 латов на руки. Все крепкие здоровые ребята, у многих дети. Даже если вы получаете чуть больше, всё равно это мало. Не думаете уйти в частную структуру, где с вашими знаниями и подготовкой вы могли бы зарабатывать намного большие деньги?
— Конечно, я хотел бы зарабатывать больше, но служить можно только государству, только людям. Но никак не в частной фирме… Потому что я такой и другим быть не хочу. И не буду.
Как уменьшить счета за отопление Следующая публикация:
Помогите Алине!