abols013

Кто ведёт войну против православной церкви

• 26.11.2012 • РелигияКомментариев (0)772

«Суббота» приняла участие в V Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». Всего на форум в Москву съехались 467 делегатов из 155 епархий православной церкви из России, с Украины, из Англии, Белоруссии, Украины, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, Прибалтики.

 

В большинстве своём — батюшки, монахини, руководители епархиальных пресс-служб. Наш корреспондент оказался в числе немногих гостей, приглашённых из нецерковных изданий.

С утра до позднего вечера в рамках форума проходили круглые столы, посвящённые пре-имущественно проблемам информационной войны, развернувшейся против Русской православной церкви в 2012 году.Чтобы разобраться в решении этой проблемы, на встречи к делегатам приезжали редакторы крупнейших российских изданий, в том числе и недавно гостивший в Риге главный редактор «Русского репортёра» Виталий Лейбин и новый министр культуры России Владимир Мединский, который, кстати, узнав о присутствии на фестивале «Субботы», поспешил во всеуслышание отметить высокий уровень нашей газеты и упомянуть, что в своё время был одним из наших авторов.

Самым ярким и сильным впечатлением фестиваля, конечно, стала встреча участников с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, интервью с которым мы опубликовали в одном из предыдущих номеров.В этом выпуске «Православного мира» — самые любопытные сведения, которые «Суббота» получила на фестивале «Вера и слово».

Нужно ли воевать?

Недостоверные негативные сведения о Русской православной церкви в России, по подсчётам независимых экспертов в области медийных исследований, вбрасываются в пространство Интернета минимум раз в неделю. Как ни странно, в один и тот же час — в 15.00.

Аккаунты-первоисточники живут максимум неделю, после чего, разумеется, исчезают. А негативная новость продолжает жить, переходя от одного пользователя к другому, обрастая новыми душераздирающими подробностями.Так распространяется информация о бесконечном числе пьяных батюшек на «мерседесах» и отказах от сана «особо совестливых» священников, которые не могут более служить в такой «порочной» церкви.

Более-менее пресечь распространение лживой информации сотрудникам исследовательских служб удалось во время трагических событий в Крымске, когда социальные сети в один из дней буквально заполонили рассказы «очевидцев» о плавающих по улицам трупах, которые никто не убирает, и предприимчивых батюшках, взимающих с пострадавших басно-словные суммы за гуманитарную помощь.

— Надо признать прямо: идёт информационная война против церкви, — сказал глава одной из исследовательских компаний Игорь Ашманов. — Есть ядро, где зарождается идея информационной диверсии, есть «стая», которая придаёт информационному вбросу форму достоверности, есть тусовка, которая разносит сомнительную информацию в «слой возбуждения» — вечно недовольных оппозиционеров, а они уже доносят вброс до широких народных масс — главной цели воздействия.Но церковь не может воевать и строить пропагандистскую машину. А консультировать церковь как корпорацию бессмысленно, потому что за две тысячи лет все жёсткие структуры давно развалились, а церковь осталась, поскольку она жёсткой структурой не является. Воевать должны те люди, которым это положено.

Среди тех, кто развернул информационную войну против церкви, и тех, кто заинтересован в подрыве доверия к церкви среди россиян, называли только два имени — Бориса Березовского и галериста Марата Гельмана.

Чтобы предотвратить поток лживой информации о церкви, его контролем сегодня стали тщательно заниматься крупнейшие российские компании в области медийных исследований «Ашманов и парт-нёры» и Ex Libris.

В частности главы двух этих компаний обращаются ко всем пользователям Интернета с просьбой напрямую пересылать им ссылки на любые явно сомнительные сообщения о жизни РПЦ.

Инструкции по уничтожению

В рамках фестиваля нам представили уникальную книгу — «Территория Церкви. Информационная атака на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата в 2011-2012 годах». Представлял её лично автор Александр Щипков, российский социолог религии, специалист в области государственно-конфессиональных отношений, главный редактор портала «Религия и СМИ».

— Если при советской власти все силы были направлены на то, чтобы доказать, что Бога нет, то сегодня осуществляется попытка убрать церковь как мистический институт. Доказать, что она давно уже исчезла. Ибо исчезновение церкви — это разрыв со Христом и разрыв общества внутри России, — сказал автор.Эта идеологическая установка, навязываемая общественному мнению противниками христианства, уже овладевает умами православных христиан и даже духовенства.

Согласно данным Щипкова, инструкция по уничтожению православной церкви строится на следующих тезисах:

1. В конце XIX века Русская православная церковь представляла собой государственный институт, который служил господствующей власти и вызывал презрение во всех слоях общества.

2. Репрессии 1920-30-х годов были закономерным следствием ненависти к церкви абсолютно всех слоёв дореволюционной России. Таким образом, вина за репрессии ложится на саму церковь.

3. К началу Великой Отечественной войны Русская православная церковь перестала существовать как религиозная институция вместе с исчезновением духовного сословия.

4. В 1943 году решением правительства была создана новая религиозная организация — РПЦ МП, которая не имела никакой институциональной связи с предыдущей церковной структурой. Апостольская преемственность прервалась.

5. В послевоенный период, вплоть до 1991 года, РПЦ МП руководствовалась целями и интересами советского государства, а не церковного народа.

6. В постсоветское время церковь сохранила тот же характер отношений с государством, что и при советской власти, но в новой форме.

На основании этих шести негативных тезисов обществу и навязывается вывод: мол, церковь превратилась в мирское учреждение. То есть исчезла. Её якобы больше нет.

Будем надеяться, что в ближайшее время эта книга появится также на прилавках наших книжных магазинов и в свечных ящиках при храмах. Те, кто её прочтет, как говорится, будут вооружены и сила их веры уже не будет зависеть от того, какой стоимости часы носит Патриарх и были ли они на самом деле.

Итоги двадцатилетней реабилитации

— На самом деле двадцать лет для реабилитации церкви на постсоветском пространстве — это очень маленький срок. Для полного восстановления РПЦ необходимо столько же времени, сколько она была в гонениях. Конкретно — семьдесят лет. Все ведь знают: если человек в тюрьме сидел семь лет, то на возвращение к нормальной жизни ему также требует семь лет, — высказал мнение один из медийных экспертов.

Последние пять-семь лет многие социологи прогнозировали прекращение роста религиозности россиян и увеличение числа неверующих. Но вопреки всем ожиданиям, совместные исследования ВЦИОМа и фонда «Общественное мнение» показали, что в непростом 2012 году падения доверия россиян по отношению к церкви не произошло.

Напротив, рейтинг этого доверия вышел на первое место.Об этом в рамках круглого стола «Церковь и общество в России глазами социолога» на фестивале «Вера и слово» рассказывали представители отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН.Кроме того, по данным опроса в июле 2012 года выяснилось, что Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу доверяют 56 процентов россиян, церкви — 62 процента. Причём среди не доверяющих преобладают неверующие.Другое важное наблюдение: среди воцерковленных православных доля людей с высшим образование выше, чем у невоцерковленных и неверующих.

Что должна делать церковь

Вопреки всем диверсиям социологи приходят к мнению, что православная церковь в России сегодня является самым организованным, самым уважаемым и самым осмысленным социальным институтом.К слову, первое всероссийское социологическое исследование религиозности общества было проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения в 1989 году. Участникам исследования задавали только один вопрос: «Верите ли вы в Бога, и если да, к какому вероисповеданию себя относите?»Неверующими тогда назвали себя 53 процента опрошенных, православными — 20 процентов.С тех пор такие опросы стали проводиться в России ежегодно.

В 2008 году неверующими себя назвали уже только 26 процентов, в 2012-м — 16 процентов. А число православных, наоборот, увеличилось до 59 процентов в 2008 году и 68 процентов — в 2012-м.Согласно опросам, в последнее время в России наблюдается снижение числа людей, верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы. И многие из таких «верующих», когда их просят уточнить, во что они верят — в судьбу или в природный дух, — отказываются отвечать на такой конкретный вопрос.

Но цифры, по мнению тех же социологов, штука коварная. Результаты опроса во многом зависят от постановки вопроса.Например, однажды на каком-то из политических митингов людям решили задать один вопрос: какова, по их мнению, должна быть позиция церкви по отношению к происходящему. И предложили четыре варианта ответа: церковь должна примирять стороны, церковь должна поддерживать власть, церковь должна поддерживать оппозицию, церковь не должна принимать в этом никакого участия.Большинство ответили, что видят за церковью примиряющую роль. Но когда людям предлагали пятый вариант ответа: «У церкви может быть собственная независимая позиция», — большинство опрашиваемых тут же выбрали вариант «Церковь ничего не должна делать»!

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *