Европейские туристы, которым удается ступить на землю древней Анатолии и Месопотамии, открывают для себя абсолютно новый мир, не имеющий ничего общего с обывательскими представлениями о современной курортной Турции. Проверено лично!
Стыдно признаться, но, отправляясь в пресс-тур от посольства Турции в Латвии по неизвестным мне мусульманским городам Шаньлыурфа, Газиантеп и Антакья, я понятия не имела о том, что смогу встретиться там с такими великими христианскими святынями, как, например, пещера, в которой родился пророк Авраам, или первый христианский храм, основанный апостолом Петром. Не говоря о редкой возможности посетить древнейшую и по сей день действующую православную церковь Антиохийского патриархата.
Шаньлыурфа — родина пророка Авраама
Три часа лету на самолете компании airBaltic от Риги до Стамбула, а затем два часа перелета «Турецкими авиалиниями» до Шаньлыурфы — и вы оказываетесь в уникальном религиозном центре Турции, где, кажется, каждый камень хранит в себе тайны ветхозаветных времен, а люди живут вне веяний времени и моды, свято почитая древние традиции.
Центральное место паломничества в Шаньлыурфе — святыни, связанные с именем пророка Авраама, которого мусульмане именуют Ибрагимом. Во-первых, это мечеть Халиль-Раман и прилегающий к ней зеленый парк с прудом Пророка Авраама, в котором буквально кишат священные и неприкосновенные карпы.
Согласно легенде, именно на месте этого пруда пророка Авраама бросили в костер, но он спасся, превратив огонь в воду, а горящие поленья — в карпов. С тех пор даже существует поверье, что тот, кто увидит среди карпов белого, попадет на небеса.
Ловить карпов в пруду категорически запрещено. Напротив, рыб полагается подкармливать. Кулечки со специальным кормом продают в парке через каждые десять метров.
Второй по значимости объект паломничества в Шаньлыурфе — пещера Авраама (или пещера Халила Ибрагима), которая считается местом рождения пророка.
По некоторым свидетельствам, здесь же захоронены и останки апостола Фомы, который считается основателем сирийской церкви в Эдессе. Есть предание, что после кончины апостола в Парфии или Индии его останки перевезли именно в Эдессу.
Но где конкретно находится могила апостола Фомы, местные турки понятия не имеют. Христианской историей они практически не интересуются и порой откровенно удивляются «странным» вопросам европейцев.
В пещеру Авраама мужчин и женщин пропускают по отдельности, при входе просят в обязательном порядке снять обувь и надеть специальный длинный хлопковый халат серого цвета.
Признаться честно, оказавшись внутри пещеры, у места рождения пророка, я несколько раз оглянулась по сторонам, прежде чем перекреститься: вокруг меня были только мусульманки, все они стояли на коленях и по-своему молились. Но все мои опасения на предмет неприятия мусульманами христиан здесь оказались напрасными: все паломники здесь настроены по отношению друг к другу вполне дружелюбно и по большому счету никто ни на кого не обращает внимания.
В Средние века Шаньлыурфа носила название Эдесса (скорее всего, в честь одноименного города в Греции), несколько позже сирийцы переименовали ее в Орху. В свою очередь, великий христианский богослов Ефрем Сирин отождествлял Орху с библейским Эрехом.
При турках город стал называться Урфой, а в 1983 году к этому названию добавили приставку «шаньлы» (в переводе на русский — «славный, героический»), в честь заслуг города в освободительной войне против французских оккупантов.
Географически Шаньлыурфа относится к Северной Месопотамии и находится в 80 км от воспетого в Библии Евфрата и 45 км от турецко-сирийской границы. Сегодня в городе проживают 600 тысяч человек. В каждой семье в среднем воспитывают по 8-10 детей.
Кстати, первые наблюдения, которые мы с коллегами-журналистами здесь сделали, — абсолютное отсутствие в городе сетевых гостиниц и ресторанов с иностранной кухней, включая, конечно, пресловутый «Макдональдс». Все местные жители одеваются исключительно в традиционные арабские и курдские костюмы, женщины от мала до велика — с покрытыми головами.
Местная молодежь в большинстве своем вместо ночных клубов ходит в местные рестораны с древними национальными традициями, где сначала подают ужин из пяти блюд (в него входят по отдельности салат, суп, запеченные овощи, мясо, десерт), а потом обязательно устраивают под живую музыку народные танцы, в которые вовлекаются все присутствующие в зале.
Летом жара в Шаньлыурфе достигает 50 градусов, но из-за отсутствия влажности перенести ее можно достаточно легко. Зимой, случается, даже выпадает снег. А лучшее время для паломничества в эти места — конечно, осень и весна.
Антиохия — по следам апостолов
В древней Антиохии, или библейском городе Антиоке, ныне именующемся Антакьей (не путать с Антальей!), находящейся практически на границе с Сирией и Ираком, мы оказались также с помощью «Турецких авиалиний». Время полета заняло чуть меньше двух часов.
Город сразу сразил своей величественной красотой. Не удивительно, ведь первые упоминания о нем появились еще в 300 году до нашей эры. К Турции Антакья перешла только в 1939 году. В Сирии ее до сих пор продолжают изображать на картах страны.
Основал Антиохию один из четырех полководцев Александра Македонского — Селевк Никатор. Впоследствии она даже стала третьим крупнейшим городом Римской империи — после Рима и Александрии.
А в V веке нашей эры здесь был настоящий центр экуменизма, где базировались практически все религии мира.
Но главное — именно здесь, в Антиохии, появились первые упоминания и свидетельства о христианах. В этом городе начал проповедовать христианство апостол Петр.
Город даже называли колыбелью христианского богословия. По преданию, в Антиохии родился евангелист Лука, именно из Антиохийской церкви вышли святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Иларион Великий.
В двух километрах к северу от Антакьи в огромном гроте находится священное для всех христиан место — пещера Святого Петра (Sen Pier Kilisesi), где апостолы Петр и Павел вместе со святым Варнавой организовали самую первую в мире христианскую общину и соорудили одну из первых христианских церквей.
В XI веке в церкви провели строительные работы крестоносцы, в частности выстроили фронтальную стену. В XIX веке ее реставрировали монахи-капуцины.
В 1983 году Ватикан официально признал пещеру Sen Pier Kilisesi святым местом, и с тех пор ежегодно 29 июня, когда по католическому календарю отмечают день Петра и Павла, здесь проходят торжественные службы, которые католики совершают совместно с православными Антиохийского патриархата.
В одном из уголков церкви стекает вода. Считается, что она целебная и помогает при различных недугах.
Сегодня легендарная пещера работает как музей. Открыта она с четверга по воскресенье с 8.30 до 12.00 и с 13.30 до 18.00. Стоимость входа — 5 TRY (около трех долларов).
Здесь же есть лавочка, где можно приобрести иконы, крестики, памятные открытки.
Особенности местного православия
В центральной части Антакьи неподалеку от католического храма действует очень красивая православная церковь Петра и Павла.
Этот храм — единственная православная обитель в городе, хотя вплоть до прошлого века здесь находился центр одной из четырех основных автокефальных православных церквей — Антиохийская (ныне ее центр в Дамаске).
В Петропавловском храме нашу группу встречал местный священник Иоанн Делфуреррер. Богослужения он совершает в храме каждый божий день, каждого прихожанина и захожанина встречает как родного.
По национальности отец Иоанн, как и большинство местных православных, араб. Общались мы через переводчика. Но прежде чем начать рассказывать нам историю храма, батюшка первым делом принялся благодарить Русскую православную церковь, которая оказывает его приходу помощь.
Причем помощь эту Россия оказывает Петропавловскому храму начиная с 1872 года, когда церковь сгорела практически дотла. С 1908 года Антиохийский патриархат ежегодно получал по 30 тысяч рублей из личных средств российского императора Николая Второго.
И в 2000 году, когда в Петропавловском храме проводили очередную реставрацию, основные пожертвования пришли, опять же, от русских. А главными подарками от РПЦ стали прекрасные иконы для царских врат, к которым батюшка посоветовал нам обязательно приложиться.
Помимо отца Иоанна в храме служат еще два священника. Приход составляют 320 местных семей, всего — 1400 человек. После литургии большинство из них остаются на трапезу, которая проходит прямиком у храма, за уютными круглыми столами.
Обстановка внутри самого храма частично напомнила обстановку в католическом храме: здесь также стоят скамеечки для молящихся, на стенах практически отсутствуют иконы. Свечи ставят в песок.
На вопрос, требуют ли здесь от женщин обязательно надевать в храм юбку и покрывать голову, отец Иоанн улыбнулся:
— Мы не занимаемся одеждой. Наши прихожане все знают сами, а от туристов не стоит чего-то требовать. Мы уважаем все религии, дружим с местными мусульманами. Ведь если мы будем их осуждать, то автоматически мы будем осуждать Бога, поскольку ни один человек не рождается на свет против его воли.
Главное, что атеистов в наших краях не встретишь. Люди не могут жить без веры. Душу может лечить только Господь!
Летом жара в Шаньлыурфе достигает 50 градусов. Зимой, случается, даже выпадает снег. А лучшее время для паломничества в эти места — конечно, осень и весна.
Благодарим за организацию поездки посольство Турции в Латвии.
Голубой, голубой, не хотим играть с тобой! Следующая публикация:
Чего хочет народ Латвии