Почему мы очень рекомендуем посетить выставку работ слепых людей в Доме культуры ВЭФ
Это очень веселая и яркая выставка. По оранжевому блюду скачут солнечные зайчики. Игрушечный поросенок улыбается во весь рот. На открытку ручной работы присела розовая бабочка, и кажется, что она вот-вот взмахнет крыльями и улетит.
Самодельные шарфы, кошельки, бусы, брошки, футляры для телефонов, кружева, войлочные игрушки, плетеные корзинки… Казалось бы, обычные поделки, которые можно встретить на любой выставке народного творчества или на базарчике.Необычно в них только одно: все эти изделия созданы руками слепых.— В Риге впервые проводится публичная выставка работ незрячих и инвалидов по зрению, — говорит член правления Рижского общества слепых Тереза Петревица. — Все авторы безумно волновались! Ждали этой выставки как дети и очень-очень старались, вкладывая в свои работы всю душу и все силы.
Вызов темноте
О судьбе каждого автора, изделия которого представлены на выставке во Дворце культуры ВЭФ, можно написать книгу. Кто-то из них слепым родился, кто-то потерял зрение в течение жизни. Но ни один из этих людей не растерял веру в свои силы и не перестал бороться с недугом. Не случайно на выставке столько ярких красок: это вызов темноте….Эти лимонные пинетки Андрис Дириньш сделал для своего племянника. Сейчас они украшают один из выставочных стендов. А из войлочных игрушек Андриса можно составить целый зоопарк. Поросенок, божья коровка, собачка, обезьянка…
— Вообще-то я хотел сделать мишку, но получилась обезьянка, — уточняет Андрис. — Зато собака точь-в-точь как живая. У меня в соседнем дворе такая живет.А вот Галине Шарок, инвалиду II группы по зрению, лучше удаются лесные обитатели: белки, ежи, зайцы, медведи. Они очень добрые и все смеются. Может, поэтому игрушки Галины так нравятся позитивным японцам? Однажды она выставила своих ежиков на продажу в Этнографическом музее, и все ее ежи были буквально за час раскуплены японскими туристами.Коллажи Александра Кишиневскиса, выполненные из спрессованных листьев, — настоящие произведения искусства. На его картинах — узкие улочки Старой Риги, башни, соборы, дома, подернутые пеленой дождя… Во всем чувствуется рука профессионала. Александр известный акварелист и график, когда-то преподавал в Академии художеств — до того дня, как его настигла слепота…
Вязаные чудеса
Откуда в работах незрячих столько солнца и позитива? Как им удается создавать такие изделия, которые не каждый человек с хорошим зрением и нафантазирует? Ответ простой: способность к творчеству не зависит от группы инвалидности. И все-таки какой-то элемент чуда во всем этом явно присутствует.Например, Илона Минина (подробно о ее судьбе мы рассказывали в №34 «Субботы») и сама не может объяснить, как она вяжет, абсолютно ничего не видя. Причем все ее работы очень качественные: каждая петелька вывязана идеально, цветные яркие полоски абсолютно идентичны.
— Это пришло не сразу. Мне казалось, что, слепая, я никогда не смогу вязать, не видя цветов и ниток. Но я научилась, — рассказывает Илона. — Вяжу носки, гольфы, связала даже объемный мужской джемпер из собачьей шерсти. Все это можно увидеть на выставке.Вязание для меня — это спасение. Руки заняты спицами, голова — идеями и подсчетом петель… У меня есть мечта — связать кардиган: длинный, модный, с узорами.
Вязаных работ на выставке немало. Кажется, что все эти носки-жилеты-рукавички, связанные Анной Бушей, Ольгой Зелтиней, Илоной Мининой, теплее, чем обычные: греют не только нитки, а еще и энергетика, вложенная в вязание.
Талантливые и терпеливые
Тайга Алпе, педагог реабилитационного центра для слепых, считает, что все ее ученики безумно талантливы. А еще они очень терпеливы, ведь любое задание дается им куда труднее, чем людям, которые прекрасно видят.«Суббота» застала Тайгу за занятием по флористике с молоденькими сестрами Любовью и Светланой Пищерковыми: все вместе пытались соорудить что-то волшебно-красивое из желудей и опавших листьев. Впрочем, помимо флористики в этом центре обучают и другим премудростям. Например, валять из шерсти. Именно в этой технике выполнено большинство зверушек, представленных на выставке.
— Все это обучение стало возможным благодаря специальной программе ЕС, направленной на реабилитацию людей с нарушением зрения, — рассказывает член правления Рижского общества слепых Тереза Петревица. — Но, конечно, социальная реабилитация включает в себя не только творчество. Иногда приходится учить самым необходимым жизненным навыкам: ходить с белой тростью, которая является и глазами, и продолжением рук. А еще — резать хлеб, одеваться, обуваться, причесываться без посторонней помощи. Многим необходима психологическая адаптация: очень важно, чтобы в тяжелый момент жизни рядом оказались люди, которые помогут, поддержат и объяснят, что жизнь с потерей зрения не кончается.
Жизнь продолжается
Жизнь с потерей зрения и в самом деле не кончается. Она может быть вполне качественной и даже приносить радость другим. Это доказали участники выставки, которая открылась во Дворце культуры ВЭФ.Думаю, что авторы работ, представленных на ее стендах, никогда не сопроводили бы их казенным музейным слоганом «Руками не трогать!». А разрешили бы посетителям дотронуться до каждой вещи, чтобы те могли понять, что чувствуют люди, оказавшиеся в темноте.Если вам кажется, что в вашей жизни все идет плохо и несчастнее вас нет человека на свете, — придите сюда. И вы увидите, что рядом с вами есть люди, которым гораздо хуже и которым вы можете помочь.Все изделия продаются! (Купить их можно после выставки.) Цены смешные. Но для людей, чья пенсия по инвалидности — 70-100 латов, и это серьезное подспорье. Купите что-нибудь на память: изящную кружевную салфетку, авторский шарф, пару носков. Или игрушку для ребенка. И пусть она совсем не похожа на штампованную красотку Барби, зато это будет игрушка с характером — таким же упорным и жизнеутверждающим, как у ее авторов.
Выставка продлится в Доме культуры ВЭФ до конца сентября.
Светлана Немоляева: «Рига — город моей любви» Следующая публикация:
Золотой тренер Латвии