16 июня в Музее декоративно-прикладного искусства (Старая Рига, ул. Скарню, 10/20) открывается новая выставка из коллекции Александра Васильева на излюбленную для Латвии тему югендстиля.
«Суббота» первой побывала в закулисье готовящейся выставки. Работа кипела с первого же дня подготовки. В этот раз помимо ассистентов Александру Васильеву впервые помогали волонтеры, набранные посредством социальной сети Facebook.
Они рассортировывали содержимое огромных сундуков, развешивали на манекенах роскошные платья и бережно разглаживали паровыми утюгами образовавшиеся складочки.
Выставка «Мода югендстиля», бесспорно, станет самой широкомасштабной выставкой костюма, проводившейся в Риге.
«Мода югендстиля» — четвертая по счету выставка из коллекции Александра Васильева в Риге. Ранее музей собирал аншлаги его «Модой викторианской эпохи», «Эпохи ар-деко» и «От мини до макси» о моде 60-х.
Приговор Васильеву
— В этом году передаче «Модный приговор» исполняется пять лет. На улице, в том числе и в Риге, меня до сих пор называют так: «Это наш модельер — Александр Васильевич Зайцев».
Некоторые телезрители, вероятно, полагают, что Зайцев — это роль, которую мы с модельером (экс-ведущим «Модного приговора». — Прим. авт. ) играем по очереди.
Я уверен, что наша передача помогает формировать вкусы. Российские женщины уже не сверкают красными стрингами и осознали, что неприлично оголять живот.
Некоторые зрительницы критикуют то, как одет я сам. Но откуда же я знаю, в каких трениках они сами мне пишут, сидя за компьютером? Всем понравиться просто невозможно. Даже английской королеве это не под силу.
Нельзя сшить флаг из югендстиля
— Почему вы так долго шли к коньку Латвии — югендстилю?
— Каждая моя выставка очень содержательна и красива. И я хочу показывать их не в час по чайной ложке, а большими инъекциями красоты. Всегда важно так повернуть сюжет, чтобы он импонировал людям.
Посетители придут не только полюбоваться на красивые платья, но и найдут связующую с их интересами ниточку. Уверен, югендстиль приведет в музей тысячи людей.
В Риге будут представлены только два с половиной десятилетия эпохи модерн — с 1890-го по 1914-й.
— Стиль модерн закончил свое существование потому, что, как и каждый стиль, изжил себя?
— Не только. Конец ему пришел и из-за начала Первой мировой. Заказчики новых архитектурных проектов, интерьеров и платьев остались без денег: кто-то ушел на фронт, кто-то свернул бизнес. Война всегда вносит огромную сумятицу не только в жизнь людей, но и в художественный стиль.
На эти 25 лет периода belle epoque («прекрасной эпохи») пришлись расцвет экономики всей Европы и Риги как очень мощного торгового центра Российской империи.
Рига была четвертым важнейшим городом после Москвы, Петербурга и Варшавы, а уже за ней следовали Киев и Харьков. Итого шесть городов невероятного по тем временам масштаба и уровня жизни.
Вот почему в Риге есть улица Альберта с прекрасными доходными домами в стиле модерн, красивые здания на улице Бривибас и вот почему этот стиль так любят жители Латвии. Модерн — это культура не только латвийской столицы, но и Лиепаи, Елгавы.
Югендстиль ассоциируется с Латвией дореволюционного периода. Поэтому для меня эта выставка — своего рода реверанс культурным особенностям этого края.
— В путеводителях по Риге югендстиль сделали главным магнитом для туристов. По-вашему, это правильная политика?
— Конкуренция у Риги в этом вопросе большая. Прага также позиционирует себя как столицу югендстиля. У нее есть сильный козырь — знаменитый чешский художник, иллюстратор и оформитель интерьеров в стиле модерн Альфонс Муха, музей которого в Праге пользуется огромной популярностью (он автор серии афиш с Сарой Бернар).
Вена с живописью Густава Климта и потрясающей архитектурой также претендует на этот титул. Париж и уж тем более Барселона со зданиями Гауди также по праву называют себя столицами югендстиля. Латвии непросто придется в этом межголосье.
Сшить свой флаг только из югендстиля трудно, но сделать из него кайму можно. Так что пусть лучше у флага Латвии будет много полос, и одной из них — югендстиль.
Стиль подвядшей сирени
— Улицу Альберта с такой концентрацией зданий в югендстиле позиционируют как уникальную. Вы, объехав весь мир, согласитесь с этим или поспорите?
— Действительно, нечасто так много зданий в одном стиле сосредоточены на одной улице. Но в Бельгии, в Брюсселе и Антверпене, также есть такие улицы с домами югендстиля.
— Архитектор Михаил Эйзенштейн, отец знаменитого кинорежиссера, построил красивейшие здания на улицах Элизабетес, 10б, и Альберта. Но при жизни за любовь к финтифлюшкам его дразнили безумным кондитером…
— В целом элемент кондитерского украшательства в югендстиле есть. Это, безусловно, стиль декадентский, стиль заката, а не рассвета.
Это стиль с лицом русалки, выплывающей из воды, еле распустившимися лилиями, подвядшей сиренью, прекрасными маками на закате с извивающимися стеблями и легкими стрекозами, снующими по облачному небу.
Все это создает особую атмосферу, которая отразилась и на моде. В моде эпохи югендстиля — любовь к серо-зеленой и голубой гамме, оттенкам воды. Все эти цвета, часто пастельные и очень природно нежные, в России дореволюционного периода называли неврастеничными.
Русским врачам казалось, что женщины, одевающиеся в оттенки эпохи модерна, впадают в депрессию. А более яркие тона способствуют избавлению от меланхолии и ипохондрии, и бороться с ними надо было цветовыми решениями в духе Поля Пуаре.
Вы увидите на выставке не только модели, но и вклад балета Сергея Дягилева в мировую моду в 1910-х годах, когда яркие и сочные тона заменили блеклые и утомленные.
Культура сумерек
— Сегодня в кругах ценителей традиций можно готовить блюда эпохи югендстиля. Расскажите поподробнее об укладе жизни того времени.
— Он был прекрасным. Женщина в то время не нуждалась в работе. Она не имела права голоса, не могла ни поступить в университет, ни подать на развод, ни даже курить в обществе.
Зато она была утянута в узкие корсеты, носила прекрасные платья из шелка, атласа, бархата и шифона, парила в облаке кружев и тюля. Как говорил Блок: «Дыша духами и туманами, она садится у окна».
Женщина того времени наполнена томными ароматами, прекрасными зорями и закатами, типичными для модерна — ведь это культура сумерек.
Эта тематика прекрасно передавалась в моде — с ниспадающими тканями, утяжеленными бисером и вышивкой стеклярусом, где очень тонкие полупрозрачные ткани сочетаются с плотными.
Югендстиль — это еще и эпоха корсетов, несмотря на старания Поля Пуаре освободить из них женщин.
Что мы увидим?
— На выставке представлены все самые громкие имена модельеров эпохи модерн: отец высокой моды Чарльз Уорт, самый востребованный модельер 1910-х Жак Дусе, Пакен, сестры Калло, Фортуни (Венеция), Liberty (Лондон). Помимо женских платьев будут представлены и несколько мужских силуэтов.
А также живопись, женские портреты, фотографии и аксессуары: обувь, сумки, пудреницы. Плюс несколько раритетных меню 1910-х годов с блюдами эпохи югендстиля.
Дженнифер Лопес эпохи югендстиля
— Лицо выставки — актриса, одна из икон стиля того времени Арлетт Доржер. Актриса бульварных театров была светской моделью невероятно популярного в те годы парижского дома моды Paquin. Она была лицом дома моды и на сцене, и в жизни.
Подобных Арлетт актрис в то время было много. Но таких подробных фотоархивов сохранилось мало. Видимо, у нее была тайная связь с зубным врачом 1910-х годов. Он сохранил сотню ее портретов в самых красивых модельных платьях и без них.
Внуки дантиста, разбирая архивы, вынесли на блошиный рынок целую коробку ее фотографий. Мне повезло купить большую часть.
Арлетт была хороша, но слава многих не звезд, но звездочек обусловлена рамками молодости. Пока актриса была молода, она считалась иконой стиля и звездой афиш.
Но после Первой мировой ей пришлось ехать с гастролями в Южную Америку, потому что новые времена породили моду и на новые типы красоты.
Фигура Арлетт — гитара — полностью соответствовала канонам стиля модерн: пышная грудь — узкая талия — пышные бедра. Современная голливудская актриса и певица Дженнифер Лопес была бы в топе в те времена. На смену фигуре-гитаре в 20-е в моду пришла фигура-дощечка, и Арлетт оказалась просто не у дел.
Адриатическое побережье осталось невредимым Следующая публикация:
Мамыкин стоит на своем