24-25 сентября в Риге — мировая премьера спектакля «Три сестры»
В вязи с переносом спектакля Андрей Кончаловский и дирекция Театра им. Моссовета приносят свои извинения и заверяют, что взыскательный рижский зритель увидит мировую премьеру спектакля в полном объеме и со всеми постановочными эффектами.
— Андрей Сергеевич, как всегда, придумал нечто грандиозное, выдающееся, но техника не всегда успевает за полетом его гениальной мысли. Декорации, невероятно красивые в макете, оказались не совсем мобильными на сцене — техника не справилась, — а ответственность перед зрителем не позволяет нам показывать спектакль в таком виде. Премьеры, в который заняты столько звезд и такие сложные декорации, всегда риск, — пояснила директор Театра им. Моссовета Валентина Панфилова.
Андрей Кончаловский сожалеет, что перенос гастролей доставит зрителям некоторые неудобства, но он уверен, что эта вынужденная мера оправдана и будет полностью компенсирована впечатлениями от премьерного спектакля в сентябре.
В качестве компенсации дирекция фестиваля «Балтийская жемчужина» также предоставит каждому зрителю возможность посмотреть любой фильм из ретроспективы Андрея Кончаловского, которая будет показана на фестивале с 14 по 23 сентября.
Вам необходимо будет подойти в кассу фестиваля в фойе Дома конгрессов с 20 августа по 10 сентября с вашим билетом на спектакль «Три сестры» и получить пригласительный на выбранный фильм.
Подробная информация о ретроспективе, расписании киносеансов появится на сайте фестиваля в начале августа. (Всего в программе ретроспективы Андрея Кончаловского будут показаны восемь фильмов, снятых в России, США, Франции.)
Внимание, театралы! В связи с задержкой выпуска спектакля Андрея Кончаловского «Три сестры» (технические проблемы со сложными конструкциями декораций) мировая премьера переносится на сентябрь и состоится в Риге 24-25 сентября на сцене театра «Дайлес». Что ж, подождем!
Все билеты действительны, просто спектакль 24 мая переносится на 24 сентября, а спектакль 25 мая переносится 25 сентября.
О семейных ценностях
Когда родилась Юлия Высоцкая, Кончаловский уже снял как режиссер три художественных фильма, а по его сценариям было поставлено более десятка кинолент.
Они познакомились, когда ей было 25, а ему 61 и у него за спиной было четыре брака и тысячи романтических историй по обе стороны Атлантики.
Их жизнь — сплошная нумерология. Кончаловский родился в 1937 году, Высоцкая — в 1973-м. Разница в возрасте тоже почти 37 лет. Однако они уже 15 лет вместе.
— Существует ли рецепт счастливого брака?
— Думаю, что нет. Иначе я не искал бы его так долго.
— Как вы расставляете приоритеты в воспитании детей?
— Расстановка приоритетов такова: во-первых, надо, чтобы вы были нужны детям. Если вы не нужны детям, то это ваша вина. Во-вторых, родители — это главный университет. А потом уже образование…
— Но вы занятой человек. Когда вам быть «университетом»?
— Это неважно. Важно, о чем ты с детьми разговариваешь. И важно, чтобы то, что тебе интересно, было интересно твоим детям.
У нас с моим отцом были приятельские отношения. Он был всегда очень молод. Был мудр, но до старости оставался подростком.
— Какие главные качества вы воспитываете в своих младших детях?
— Самостоятельность и трезвую самооценку.
— Позволяете ли им проводить время во Всемирной паутине?
— Младшему сыну Пете — не больше 45 минут в день, и то при условии, что он хорошо учится. Если плохо учится и плохо себя ведет, то лишается этих привилегий.
А вот Маше разрешается более свободно заглядывать в Интернет. Потому что она много читает. А Петя читать терпеть не может, его заставляют.
Нескучный Чехов
Из Риги спектакль «Три сестры» сразу же отправится в европейское турне, конечной точкой которого станет театральный фестиваль в Италии.
Вместе с Андреем Кончаловским над спектаклем работают его постоянные партнеры: художник по костюмам Рустам Хамдамов, композитор Эдуард Артемьев, актеры Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Наталия Вдовина, Павел Деревянко и другие.
В преддверии предстоящей мировой премьеры Андрей Кончаловский дал эксклюзивное интервью газете «Суббота» — о предстоящем спектакле, о Чехове, о судьбе России и о личной жизни…
— Андрей Сергеевич! Осенью Рига увидит спектакль «Три сестры». До этого вы поставили «Дядю Ваню» и «Чайку», в планах «Вишневый сад»… Почему именно Чехов?
— Потому что это великий автор! Мой интерес к Чехову зародился еще во ВГИКе: я тогда очень увлекался Бергманом, который писал в одной из своих книг, что перед тем как начать снимать фильм, он читает Чехова и таким образом получает нужный настрой. Это меня поразило.
Бергман говорил, что «Шепоты и крики» навеяны «Тремя сестрами». Можно вообще сказать, что это и есть «Три сестры», только в другой ситуации.
Именно тогда я посмотрел на Чехова иначе: мне что-то открылось после того, как я узнал, что Бергман ищет вдохновения в Чехове.
— Вы считаете, что пьесы Чехова по-прежнему звучат современно?
— Когда я начинаю ставить спектакль, я не думаю, что там есть какие-то современные параллели и аллюзии, меня абсолютно не волнует, насколько актуальна пьеса. Я готов ставить любого Чехова, потому что он глубочайший писатель и человек.
Глубина Чехова в том, что он любил людей такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть.
Я не понимаю зрителей и критиков, которые говорят, что Чехов скучен и звучит несовременно. Чехов не скучен — есть скучные интерпретаторы.
— Каких, на ваш взгляд, человеческих качеств, которые ценились в XIX веке, в чеховское время, не хватает сегодня?
— Увы, все качества, которые ценились в чеховское время, утрачены в связи с уничтожением 50 миллионов русских людей с 1917 по 1945 год. Цвет нации последовательно и жестоко уничтожали — сначала Ленин, Сталин, война…
Результатом этого стала моральная катастрофа в России: распад института семьи, падение нравственности, алкоголизм, педофилия…
Россия живет в средневековье
— Люди привыкли искать объяснения своей убогой жизни в бедности, в семидесяти годах советской диктатуры, в плохом президенте… А в чем, на ваш взгляд, причина?
— Мой ответ будет неожиданным: дело в том, что подавляющее большинство населения России, подобно ряду других стран Африки и Востока, живет в отличном от Европы историческом измерении, а точнее — в средневековье. Но, в отличие от Африки и мусульманских стран, мы как-никак Европа. России от Европы никуда не деться — мы не Китай и не Индия.
Несовпадение культурных ценностей России и Европы особенно не популяризируется, а, между тем эта разница существенно повлияла на современное состояние морали в России. Я уже не говорю о крушении СССР…
— А давайте поговорим!
— Неожиданная свобода без правил, резкое обнищание населения, стремительное обогащение отдельных людей, а главное — информационный океан, обрушившийся на людей с сознанием, которое было веками изолировано от остального мира, — все это вызвало растерянность и комплекс неполноценности. И как мы ни стараемся убедить себя в том, что у нас особый путь, постоянного сравнения с Европой нам было не избежать. И это сравнение не в нашу пользу.
Выехав в Европу, мы удивляемся, что там чисто, люди вежливы, не выкидывают мусор из окон. А вернувшись домой, поначалу замечаем все безобразия, но быстро втягиваемся в привычный для нас образ жизни. Нам очень трудно понять, почему у «нас» не так, как у «них». Объяснение лежит в средневековом сознании.
— Очень обидно звучит!
— Не надо воспринимать это как недостаток или оскорбление. Меня уже давно записали в русофобы, которые презирают свой народ. И зря! Глупость это! Тогда русофобами можно назвать и Чехова, и Горького, и Герцена, и Чаадаева — всех великих русских, желавших разбудить Россию, а не искать бесконечно виноватых в своих горестях.
Просто я не вижу ничего страшного в том, что Россия находится еще в «начальной школе» цивилизационного процесса. Для меня ученик начальной школы ничем не хуже студента университета, а в чем-то и лучше.
Исторический jetlag
— Вы считаете, что разные народы развиваются с разной скоростью?
— Именно так, хотя принять это нелегко! Подобно тому как средневековому человеку было невозможно представить, что в тот момент, когда он просыпается, на другой стороне планеты миллиард людей ложится спать, — так и нам трудно ощутить разницу в уровнях исторического развития народов.
Разницу в часовых поясах можно ощутить, мгновенно перенесшись с помощью самолета в другую часть света, ибо временная разница вызывает физический дискомфорт — расстройство биоритмов: человек страдает головной болью, засыпает не вовремя и т. д. И нужно некоторое время, чтобы приспособиться к другому времени суток (по-английски это jetlag).
Применительно к разнице в уровнях исторического развития различных народов я использовал бы понятие «исторический jetlag».
— Но сейчас приметы времени практически во всех странах одинаковы: кока-кола, Mercedes, «Макдональдс», рэп, Гарри Поттер…
— Это только внешние приметы, и они обманчивы, так как не меняют веками устоявшихся глубинных ценностей. И в Саудовской Аравии неверной жене могут рубить голову, в то время как ее муж, поменяв свою джалабийю на костюм от Brioni, катается в Bentley по Лондону!
Марксист с правым уклоном
— Ваши либеральные взгляды симпатичны многим людям России. Вы критикуете Путина…
— Какой же я либерал?! Я считаю, что демократия в России невозможна, что народ до нее не дожил. Я, как в свое время Плеханов или Струве, не приемлю ни переворота, ни революции. Наверное, по убеждениям я марксист, но с правым уклоном.
А Путина критикую за то, что он слишком мягок и позволяет коррупции развиваться, никого не наказывает по-настоящему. Большое дело — уволили 60 генералов МВД! Так они сейчас перебрались в Дубай. Увольнение — это не наказание, особенно для человека, который наворовал себе до самой смерти. Это отпуск…
Нужно вводить уголовную ответственность за экономические преступления в особо крупных размерах!
— Вы считаете Путина достойным президентом России?
— Выборы доказали, что большинство россиян не видят в данный момент иного лидера, кроме Путина. Как говорится, народ всегда прав — ему виднее…
Почему сейчас не постараться убедить Путина в необходимости перемен? Ведь давление на него очнувшейся части общества уже неизбежно. Так почему не дать ему шанс доказать, что он это понимает? Попытка не пытка!
Я жду решимости от Владимира Путина и не знаю, дождусь ли.
— Есть ли свет в конце туннеля?
— Конечно, есть. Только надо понять, какой глубины этот туннель. У Маркса есть знаменитая фраза: «Чтобы вдохнуть в народ отвагу, нужно заставить его ужаснуться самому себе!»
Вот я и призываю народ ужаснуться многим фактам и обстоятельствам жизни, чтобы обрести отвагу и желание ЖЕЛАТЬ! Желать самому меняться и менять жизнь вокруг себя!
Повеса, озорник, шутник…
В прошлом году Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский стали совладельцами ресторана под названием «Ерник».
Если верить толковому словарю Ожегова, «ерник» — это «повеса, озорник, шутник, любитель красивых женщин».
На выпивающих и закусывающих со стен ресторана взирают 12 ерников: Хемингуэй, Уильям Бэрроуз, Луи Фердинанд Селин, Маяковский… А меню предваряет цитата из Хемингуэя: «На свете так много женщин, с которыми можно спать, и так мало, с которыми можно разговаривать».
Конечно, ресторанный бизнес ведут другие люди, но музыку, звучащую в «Ернике», записывает лично Андрей Сергеевич. А Юлия участвует в разработке коктейлей, винной карты и, конечно же, меню.
Европейские деликатесы Следующая публикация:
Яхим собирает друзей