Президент Латвии впервые за всю историю страны поздравил советских ветеранов с праздником 9 Мая.
И это после того, как тот же президент Берзиньш 16 марта призвал склонить головы перед ветеранами легиона Waffen SS!
Что стало причиной столь необычного поступка президента? Мнения разделились.
Одни посчитали, что президент начал проводить объявленную политику сплочения и примирения общества. И постепенно хочет сблизить тех, кто отдельно отмечает 8 и 9 Мая. Чтобы, конечно, в будущем все отмечали только 8-го — вместе со всей Европой.
Другие обращали внимание, что, поздравляя с Днем Победы, президент все равно сказал о жертвах не только нацизма, но и коммунизма. Что звучало довольно странно из уст бывшего члена КПСС и ответственного советского работника.
А третьи связывали поступок президента с приказом из так называемого вашингтонского обкома. Потому что буквально накануне стал известно, что посол США в Риге Джудит Гарбер в интервью заявила: «Одна из сильных сторон Латвии — культурное многообразие, которое ценят и американские инвесторы. Обе общины дают Латвии силу и делают ее замечательной страной».
И далее назвала языковой референдум признаком демократии и посчитала совершенно нормальным, что люди могут обращаться к чиновникам на других языках и рассчитывать на то, что их поймут и ответят в доступной форме.
В общем, из Госдепартамента выразили недовольство, после чего президент срочно поздравил советских ветеранов. Такая версия.
Однако как бы там ни было, на латышскую общественность это особого впечатления не произвело. Буквально на другой день обозреватель Latvijas Avоze Марис Антоневичс завуалированно осудил президента, указав, что так называемый день победы (с маленькой буквы) 9 мая пропагандирует чужие и нежелательные для Латвии ценности.
Накануне праздника в Латвийском университете прошла лекция, где для праздника 9 Мая в Риге нашли научную формулировку: «Основанный на мифологии механизм образования идентичности на постсоветском пространстве».
Да и сам размах празднования всячески старались принизить. Писали о пьяных, о задержанных полицией. Сайт газеты «Диена» опубликовал фотографию указателя с надписью «Туалет», указывающий на памятник Освободителям. Фотограф нашел такой ракурс.
А 10 мая в полвосьмого утра фотограф и видеооператор «Диены» отправились к памятнику, чтобы заснять горы мусора и пустых бутылок, но опоздали — все уже было убрано. Оказалось, что дворники пришли раньше. Кое-что все же удалось сфотографировать, но получилось неубедительно.
Уже в понедельник в рубрике «Голоса читателей» Latvijas Avоze читательница Лиене из Валмиеры обозвала собравшихся 9 Мая у памятника сектой и сообщила, что ей они совершенно безразличны. А в «Диене» замредактора журнала «Плейбой» Ивар Аболиньш успокаивал тем, что в этом году 9 Мая у памятника было меньше людей, чем в прошлом, и там не было антилатвийских речей. И обозреватель «Диены» Марис Зандерс тоже назвал 9 Мая праздником победы соседнего государства.
Организаторы празднования сообщили, что пришли 150 тысяч человек. Полиция называла цифру 100 тысяч. В любом случае, это гораздо больше, чем собирается не только 16 марта, но и во время официальных латвийских праздников.
Латышские политики заговорили о провале интеграции, а один из лидеров Visu Latvijai! — «ТуБ»/ДННЛ, Имант Парадниекс, в интервью телеканалу TV3 заявил, что такая демонстрация настроений русскоязычных жителей возмущает чувства латышей. Что отмечать 9 Мая в Риге — это примерно то же самое, что праздновать в Москве победу Чингисхана.
Причем никто из латышских политиков и журналистов у памятника в Пардаугаве не был.
Пожалуй, только политолог Ивета Кажока рискнула туда пойти, о чем и рассказала в своем блоге. Где постаралась объяснить, что ничего страшного там не было: «За полтора часа, проведенных на мероприятии, я не почувствовала ничего негативного, вражды, агрессии, стремления к советскому. Это не было событием «против» чего-то, люди шли, чтобы быть вместе — с семьей, с близкими, поговорить по-русски…»
Это ей еще припомнят.
Европейские деликатесы Следующая публикация:
Яхим собирает друзей