С иском в 5000 латов председатель общества «Родной язык» обратился на прошлой неделе в суд Центрального района г. Риги. Мы попросили Владимира Ильича рассказать о причине и перспективах иска.
— Чем вам не угодила ВВФ?
— В феврале, незадолго до языкового референдума, Вике-Фрейберга в интервью на телевидении назвала меня «опасным для общества элементом и экстремистом». И добавила, что «в свое время Линдерман был задержан с доказанными агитационными материалами против суверенитета Латвии».
Госпожа Вике-Фрейберга, как и любой житель Латвии, вправе иметь любое мнение обо мне. Она может считать меня не только опасным элементом, но и дьяволом с рогами, источающим запах серы… Можно иметь и высказывать любые мнения, но нельзя искажать факты с целью дискредитации человека.
Я никогда не был задержан с агитматериалами против суверенитета Латвии, тем более с «доказанными» материалами. Суд меня оправдал по всем обвинениям. Так что экс-президент сказала неправду, и я хочу, чтобы она за нее ответила.
— Считаете, что у вас есть шансы выиграть суд? Верите в нашу судебную систему?
— Вы будете смеяться, но действительно верю. По крайней мере мой личный опыт показывает, что наша судебная власть хоть и далека от идеала, но все-таки на порядок лучше, профессиональнее, чем законодательная и исполнительная ветви власти. Все свои процессы последних лет я выиграл. В Латвии, если обращаешься в суд, очень важно, чтобы не только дух, но и буква закона была на твоей стороне. В этом случае шансы победить достаточно высоки.
— Накануне референдума про вас чего только не говорили: сравнивали с Гитлером, Аль Капоне, называли московским шпионом, агентом мирового еврейства, человеконенавистником и т. п. Почему вы все-таки придрались к сравнительно безобидным высказываниям двух гранд-дам — Аболтини и Вике-Фрейберги? Как, кстати, обстоит дело с вашим иском против Солвиты Аболтини?
— Еще раз повторю: важно не путать мнения и факты. Если кто-то считает меня человеконенавистником или находит во мне сходство с Гитлером — значит, он просто глуп и, как говорится, Бог ему судья… А вот если он говорит, что я был осужден, допустим, за антигосударственную деятельность, то это уже конкретная клевета.
Что касается моего иска к спикеру Сейма, то он принят судом, и уже в этом месяце должна быть назначена дата рассмотрения.
— Кое-кто в Интернете вас журит: почему такая маленькая сумма иска? Почему не 500 тысяч?
— Чтобы потребовать взыскать полмиллиона латов, надо предварительно заплатить гигантскую пошлину. Таких денег у меня нет. Это только спецслужбы сочиняют сказки, как я жирую на кремлевские деньги…
— Вы сказали, что готовы отозвать иск против Вике-Фрейберги, если она откажется от лимузина и других привилегий, полагающихся бывшим президентам. Это шутка?
— В каждой шутке есть доля истины. Если Вике-Фрейберга пойдет на такой неординарный шаг, то и я выполню обещание — отзову иск. Ведь моя цель — не срубить, грубо говоря, бабло с пожилой дамы, а изменить отношения между властью и обществом. Я хочу, чтобы власть оглядывалась на общество, принимала во внимание настроения людей.
Если людям не нравится, что бывшие президенты раскатывают на лимузинах и месяцами подыскивают себе квартиру пороскошнее, — значит, надо с этим считаться. Если люди хотят, чтобы их родной язык не третировали как иностранный, то и к этому власть должна относиться уважительно, а не обзывать этих людей врагами народа.
— Если выиграете, как потратите деньги?
— Ну, выпью за успех шампанского с друзьями, с теми, кто помогал и помогает… А вся основная сумма пойдет на борьбу за русский язык.
Ведь моя цель — не срубить, грубо говоря, бабло с пожилой дамы, а изменить отношения между властью и обществом. |
6 мая мамочки во всей Латвии выйдут на Большую прогулку Следующая публикация:
Ой, мамочки!