Самые опасные недостроенные и заброшенные здания в столице. То ли дом, то ли виденье: вроде и фундамент заложен, и этажи надстроены, но… Крыши нет! Вместо окон — пустота. По лестничным клеткам гуляет ветер… А уж внутрь зайти упаси боже: в недострое давно обосновались шпана, бомжи и прочая не слишком приятная публика.
Диагноз у всех подобных домов-призраков, как правило, один: начали строить, да средства закончились. Вот и стоят эти памятники потраченным деньгам, рискуя обрушиться на головы прохожих. Что с ними делать?
Рижская дума объявила войну полуразвалившимся зданиям в черте столицы. В мае решено снести недострой на улице Г. Астрас. А какова судьба других домов, портящих вид города? Ведь таких зданий по Риге не одно и не два, а почти двадцать!
Пурвциемское чудовище
Здание на пурвциемской улице Г. Астрас начали возводить в самом начале 90-го года — планировали построить гостиницу.
Благие начинания подпортила Perestroika: все забросили, строительство прекратили, даже не провели консервацию здания. Что было дальше, знают все жители Пурвциемса: недо- строенный дом с каждым годом приходил во все более плачевное состояние, ржавел и ветшал под дождями, снегами и ветрами.
Более того, пурвциемский дом-призрак облюбовали местная шпана, наркоманы, хулиганы, бомжи и пр. Городские власти тем не менее не спешили что-либо делать с проблемным зданием — несмотря на то, что неподалеку расположились четыре средних школы, ученики которых избрали стройку плацдармом для игр, — вероятно, играют там в Терминатора.
Прощай, развалюха!
Час икс для заброшенной пурвциемской гостиницы пробил в сентябре прошлого года — к тому времени дом простоял уже двадцать лет. Осенью 2011 года взбунтовались все — директора школ, жители близлежащих домов.
«Знаю, что мои ученики тоже тусуются в этом доме — строении, где в любой момент может упасть на голову кирпич и где неофициально можно достать все — от наркотиков до женщины», — сетовал в интервью 1-му Балтийскому каналу директор Пурвциемской средней школы Юрий Клюкин.
Как ни странно, сработало — на шум жителей Пурвциемса сбежались все: от высоких полицейских чинов до вице-мэра Риги Андриса Америкса. Представители власти недоумевали, как такой опасный дом мог простоять целых двадцать лет. Полицейские вторили: да, мол, знаем этот стремный пункт, патрулируем его по нескольку раз за ночь.
Что же оказалось главной проблемой? Фишка в том, что земля под недостроем частная, что существенно усложняет и без того нелегкую судьбу здания. Видимо, прежние городские власти аккуратно избегали острых углов, не желая по уши влезать в неразрешимую проблему.
Подсчитали — прослезились
Тем не менее нынешние городские головы серьезно взялись за решение проблемы. Еще в сентябре прошлого года Андрис Америкс лично пообещал «разобраться» с пурвциемским зданием в кратчайшие сроки.
Вице-мэр обещание сдержал — недострой решено демонтировать в течение мая. Примечательно, что еще осенью официальные лица заявляли, что снос здания обойдется в 60-70 тысяч латов, но на прошлой неделе выяснилось, что вполне можно обойтись и 18 600 латами — именно на такую сумму Рижская дума подписала договор с компанией Monter.
Впрочем, по всей Риге полно подобных недостроев. Жители столицы прекрасно знакомы с развалюхами на улице Валмиерас, домом-призраком в Зиепниеккалнсе… Более того, отдельные «жемчужины» есть и в самом центре города — лишь слепой не заметит главного уродца в центре Риги, на углу ул. Марияс и Элизабетес.
Однако же, как пояснили «Субботе» в Рижской думе, все опасные здания подсчитаны и работа над ними ведется.
Война трущобам
— Все городские трущобы известны, и их судьба определена, — говорит координатор проектов общественных отношений Рижской думы Виктор Даугмалис. — Во-первых, все эти здания прошли сертифицированную проверку, согласно которой выяснилось их истинное состояние.
Аварийные, проблемные здания мы разделили на три категории:
A — дома, представляющие опасность, которые нужно немедленно снести.
В — дома, менее опасные для окружающих, но представляющие некоторую угрозу.
С — дома, которые еще можно спасти путем реновации.
Во-вторых, хочу особо отметить, что с середины 2011 года, когда мэр объявил войну трущобам, в городе снесено уже 30 зданий — как частных, так и находящихся во владении самоуправления.
Кроме того, как отметил Даугмалис, самые сложные переговоры у думы — с частными хозяевами аварийной недвижимости. В этом случае представители самоуправления всегда идут навстречу, стараясь вместе с домовладельцем разработать план реновации или демонтажа жилья. Зачастую собственники упираются, ни в какую не желая сносить аварийный дом. В таком случае у думы есть право сделать это самостоятельно, позже, однако деньги, затраченные на демонтаж, Рижская дума взыщет с владельца через суд.
Чтобы ускорить процесс и заставить владельца опасного дома решать проблему побыстрее, на практике используется воспитание рублем: например, налог на опасную недвижимость ощутимо выше, чем на нормальный дом.
Знай врага в лицо!
Перечень самых опасных столичных зданий
1. Ул. Г. Астрас, 4, — категория А.
2. Ул. Ломоносова, 5, — категория А.
3. Ул. А. Деглава, 41, — категория А.
4. Ул. Вискалю, 16, — категория А.
5. Ул. Езусбазницас, 17, — категория А.
6. Ул. Валмиерас, 41, — категория А.
7. Ул. Иерикю, 5, — категория А.
8. Ул. Скайсткалнес, 17, — категория А.
9. Ул. Оглю, 22, — категория А.
10. Ул. Мурьяню, 59, — категория В.
11. Ул. Бривибас, 120, — категория А.
12. Чиекуркалнская 2-я линия,60, — категория А.
13. Юрмалас гатве, 71, — категория В.
14. Ул. О. Вациеша, 19, — категория А.
15. Ул. Калнциема, 2а, — категория В.
16. Ул. Кугю, 13, — категория В.
17. Ул. Прушу, 1а, — категория В.
18. Ул. Хипократа, 2, — категория В.
19. Ул. Пиена, 6/8, — категория А.
А как у других?
В странах Западной Европы подобная проблема также существует, однако в силу большого размера столичных городов с ней зачастую не могут управиться столь быстро.
В принципе, схемы похожи во всем мире: владельца аварийной недвижимости так или иначе привлекут к разумному решению — добровольно или при помощи суда.
В любом случае, ни одно европейское государство не будет нянчиться, а снесет опасный дом сразу.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что недостроя по нашим понятиям в богатой Европе почти нет, — может, оттого, что не было у них никакой перестройки?
Главная загвоздка в том, что практически у каждой развалюхи есть хозяин. Есть и более тяжелые с юридической точки зрения случаи, когда хозяин аварийного дома — самоуправление, а земли под ним — другое физическое или юридическое лицо. В таком случае разбирательство может затянуться даже на десяток лет…
6 мая мамочки во всей Латвии выйдут на Большую прогулку Следующая публикация:
Ой, мамочки!