Зачем застрелили сбежавшую из вольера в Лигатненском заповеднике медведицу Маде.
К тому моменту, когда сбежавшую медведицу нашли, она гуляла на воле уже два дня. Работники парка и вызванные охотники обнаружили ее во дворе жилого дома. Зверь угрожал безопасности местных жителей и домашних животных и к тому моменту ранил собаку. Для того чтобы усыпить Маде, необходимо было приблизиться к ней минимум на 10 метров, однако медведица стала убегать. И тогда ее просто убили.
В пятницу, 28 апреля, еще два питомца Лигатненского природного парка бурые медведи Микус и Пуйка, жившие в одном вольере с застреленной Маде, попытались выбраться на свободу. В понедельник, 30 апреля, военные хотели вывезти их из парка вертолетом. Но операция сорвалась. И до сих пор непонятно, куда именно и на какой срок транспортировать бедных мающихся по весне мишек. А пока их накачали снотворным, запихнули в тесную клетку и полили водой из шланга, чтобы успокоить. От чего они еще больше нервничают.
Второй побег
Застреленную медведицу жаль до слез. Больно смотреть на зверовода Велгу Витолу, которая вынянчила и вырастила мишек из Лигатне.
В чем виновата медведица, которая по весне отправилась погулять по лесу? А кому из животных не захотелось бы на ее месте: свобода и для зверя самое ценное.
Умная сильная Маде без особых проблем сбежала на природу — кстати, уже во второй раз. В прошлом году, когда медведица совершила первый побег, зоотехник парка Велга Витола сама нашла косолапую беглянку и рискуя собственной жизнью привела подопечную обратно в вольер. Уже тогда стало понятно, что этот вольер никудышный… Вся латвийская пресса тогда била тревогу и писала о том, что если не укрепить вольер, медведи сделают новый подкоп и сбегут. Прошло чуть больше полугода.
Мы строим дорогущие «Замки света», тратим тысячи латов на «поющие камни», но при этом о животных, которые полностью зависят от людей и которых мы сами же посадили в клетки и приручили, не заботимся с должной ответственностью…
Президент сочувствует
— Кошмар! Я все время говорю и говорила: надо срочно строить новый вольер для наших животных, — плачет Велга Витола. — Но меня не слышали. Кто я такая, какой-то зверовод… После первого побега Маде в августе 2011 года я лично инициировала сбор средств на вольер для наших медведей. Люди присылали деньги со всей страны, около восьми тысяч латов, кстати, наскребли. На новую конструкцию требуется не мене 26 тысяч латов…
Считаю, что моя бедная Маде заплатила жизнью за то, чтобы наше общество стало наконец умнее. Напишите еще, что я не ищу виновных в трагедии. Это урок для всех нас.
А где, простите, помощь государства? Лигатне все-таки национальный природный парк, гордость страны. Парк финансово обеспечивает себя самостоятельно, без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства.
Но раз у Латвии есть деньги на дорогостоящие проекты самого разного толка, можно, наверное, найти средства для содержания хищных животных. Или надо было подарить мишек эстонцам или белорусам, которые смогли бы содержать их как следует. Маде погибла из-за нашего всеобщего разгильдяйства.
— От всего сердца сочувствую звероводу Велге, — сказал президент Латвии Андрис Берзиньш, — ведь она была так близка к своему детищу… Здесь, очевидно, надо отбросить эмоции и смотреть вперед, как обеспечить мирное сосуществование, чтобы не пострадали люди.
В то же время глава государства призвал возмущенных защитников прав животных задуматься, какой была бы их реакция, если бы медведица напала, например, на ребенка…
Как спасать медведей
Сегодня понятно главное: надо срочно решать проблемы безопасного содержания лигатненских мишек — Илзите, Микуса и Пуйки. Последние двое тоже попытались выбраться из своего загона и начали рыть подкоп под оградой, поэтому им дали снотворного и переместили во временный загон.
Специалисты считают, что такое поведение молодых мишек вызвано наступлением периода спаривания: самцы, оставшиеся в загоне, вероятно, решили, что сбежавшая медведица Маде находится где-то неподалеку, и решили отправиться на ее поиски.
Разгулявшихся медведей срочно погрузили в сон и переместили во временный загон. Но они проснулись и бузят.
Напряжение в заповеднике продолжает расти: медвежий вольер находится в довольно глубокой лощине, поэтому извлечь животных оттуда сложно.
Для того чтобы организовать переезд медведей, нужно многое сделать — в том числе установить контейнеры, что требует и сварочных работ.
Контейнеры для транспортировки животных доставлены в Лигатне из Рижского зоопарка еще в воскресенье, 29 апреля.
Согласно предложению адвоката Саулведиса Варпиньша, сложную ситуацию с лигатненскими медведями можно разрешить, временно разместив их в зоопарке в Белоруссии. Варпиньш заявил, что лично убедился в том, что ни в Рижском, ни в Таллинском зоопарках нет места для двух взрослых медведей. При этом адвокату стало известно, что латвийских косолапых готов принять зоопарк в Белоруссии.
Чучело как памятник глупости
…Можно представить, как больно сегодня Велге Витоле. И как страшно ей было услышать новость о том, что из шкуры убитой Маде собираются изготовить чучело и выставить в Музее природы. Нет сомнений, что этот экспонат будет лучшим памятником нашим глупости и безответственности.
Опаснее тигра
Как медведица задрала работницу Рижского зоопарка
Комментарий зоолога Ирины Буруновой:
— Без надежных вольеров трагедии было и будет не миновать! Медведь ловкое, умное, очень подвижное, хорошо лазящее и физически сильное животное. Этот зверь опаснее даже тигра и льва — это вам любой цирковой дрессировщик подтвердит.
Когда я 20 лет назад работала в Рижском зоопарке, «добрая» медведица убила служительницу. Пожилая женщина, всю жизнь проработавшая с медведями, ослабила внимание и, видимо, слишком близко подошла к клетке. Животное выпустило когти (а это как ножи длиной 12 сантиметров) и сквозь решетку зацепило и притянуло к себе зазевавшуюся женщину. Жертва пыталась высвободиться из медвежьих клыков, но, к сожалению, не смогла. Все закончилось гибелью женщины. Я вспомнила об этом тяжелом происшествии лишь для того, чтобы люди понимали, насколько медведи опасны. Даже самые, как мы думаем, добрые.
Тигр или лев, перед тем как напасть, всегда показывает свое недовольство и свое намерение, а медведь нападает молча и очень быстро, без всякого предупреждения. Поэтому я понимаю решение людей, которые ликвидировали медведицу Маде. Но не понимаю тех, кто не позаботился о правильном содержании такого опасного животного.
Когда я услышала по радио, что лигатненская медведица во второй раз ушла из вольера, честно говоря, у меня между лопаток пополз холодок, потому что я примерно понимаю, что может натворить такое животное на воле. Тем более что медведица страха перед человеком не имела, так как выросла вне дикой природы.
Не исключено, что Маде побродила бы по окрестностям еще несколько дней, оголодала бы окончательно (в лесу сейчас еды почти нет: весна), а потом захотела бы есть… и все могло бы закончиться еще большей бедой. У нас в стране нет специально обученных людей, как, скажем, в Эстонии, которые могли бы профессионально обезвредить взрослого медведя, не лишая его жизни.
И, конечно, каждое юридическое лицо, которое получает разрешение на открытие зоопарка в Латвии, обязано подтверждать свои готовность и умение реагировать на внештатные ситуации, а также иметь специальное оружие, стреляющее снотворным.
Американцы спасли медведя
В эти же дни аналогичный случай произошел в Америке. Только вместо трагической развязки он закончился хэппи-эндом
Как сообщает CU Independent, в прошлую среду медведь пробрался на территорию лагеря студентов Колорадского университета. Зверь залез на дерево и просидел там два часа, пока не прибыли работники департамента Колорадского парка. Специалисты без особенной паники выстрелили в животное транквилизатором и с помощью матраса обеспечили медведю мягкое приземление. Затем животное поместили во временную клетку и доставили в привычную среду обитания.
Возникает резонный вопрос: почему они могут, а мы нет?
Велга Витола — обладатель титула «Гордость Латвии» по итогам прошлого года
Она работает звероводом в Лигатненском заповеднике 35 лет. Велга вырастила в домашних условиях лося, огромное количество зайцев, косуль, бобра, выдру и двух медведей — дочек убитой Маде. Она кормила их из соски по часам, нянчилась, как с детьми, и полгода они жили с ней в доме как домашние питомцы. Мишка Лизите умерла, прожив семь лет. Медведица Илзите до сих пор живет у Велги в заповеднике.
Когда я делала репортаж для «Субботы» и была в гостях в заповеднике, я была поражена, как огромная медведица Илзите облизывает руки и лицо Велги — как ручной котенок. Меня до слез тронул рассказ Велги о том, как она готовит для Илзите новогодний торт из сырочков, крабовых палочек и меда, который обожает мишка.
Так что гибель любого питомца заповедника для Велги огромная личная трагедия.
Сейчас Велга пишет книгу о дружбе человека с животными. История убийства медведицы Маде добавит в эту книгу печальную главу, которой могло и не быть.
Сама себе режиссер Следующая публикация:
6 мая мамочки во всей Латвии выйдут на Большую прогулку