Проблема что-то вечно сверлящих и забивающих за стенкой соседей знакома большинству жителей многоэтажек. Даже загородный дом — оазис, как принято считать, спокойствия — не гарантирует тишины: проблемы остаются теми же. Только вместо сверла за стеной — газонокосилка, вместо стука молотка — веселая компания, празднующая юбилей на соседнем участке… Как бороться с шумными соседями?
Что делают наши люди в подобной ситуации? Правильно, стучат по батарее чем-нибудь железным, пытаются перекричать соседскую музыку своей аудиоустановкой. Некоторые особо горячие индивидуумы решительно собираются идти бить морду, не понимая того, что нанесение телесных повреждений карается гораздо жестче, чем музыка — пусть и «Руки вверх!», пусть и в два часа ночи…
Парадоксально: за помощью к правоохранительным органам обращается абсолютное меньшинство латвийцев. Почему?
Алло, полиция!
Ответ прост: проблема соседского шума не имеет постоянного характера. Пока страдающий вызовет муниципалов, пока они приедут… Пройдет в лучшем случае пара часов — дело ведь не чрезвычайной важности.
За это время соседские меломаны, скорее всего, успокоятся, а человек, вызвавший полицию, останется в дураках, да еще и с риском, что его пожурят за ложный вызов.
Но даже если все сложится успешно и муниципальная полиция приедет как раз тогда, когда ночной ремонт и громкие посиделки в разгаре, максимум, что грозит нарушителям покоя, — штраф в 20-30 латов. Да и его на практике выписывают редко.
На нарушителей нет управы?
Как рассказал «Субботе» Андрис К., патрульный муниципальной полиции, главная причина выездов на шум — пьяные и неадекватные жители.
За исключением этой группы населения остальные рижане ведут себя достаточно спокойно. Или решают соседские конфликты самостоятельно.
По словам стража порядка, обычно работает устное внушение. Если же ситуация вопиющая, то приходится составлять протокол. А по правде говоря, конкретного механизма по борьбе с нарушителями спокойствия нет и рычаги воздействия на них отсутствуют.
Дорогие децибелы
«Суббота» попросила прокомментировать эту ситуацию Яниса Гедушева, начальника Рижской муниципальной полиции:
— Ранее, до 2006 года, у полиции было больше полномочий. Каждый экипаж снабжали специальным измерителем децибелов, чтобы страж порядка на месте мог определить, превышен допустимый звуковой порог или нет. Впрочем, даже тогда это было непросто: продолжительность измерений составляла примерно час, громкость звука следовало мерить аж с трех разных позиций.
Естественно, за шестьдесят минут измерения часто прерывались, и звуковая картина получалась несколько размазанной. Более того, далее полученная информация обрабатывалась компьютером, который и выносил окончательный приговор. Как видим, этот процесс никак нельзя было называть простым и оперативным.
Сегодня еще сложнее. Муниципальная полиция лишилась возможности самостоятельно измерять децибелы — теперь это вправе делать лишь специалисты звуковых лабораторий. Эти люди должны в случае необходимости приезжать на место нарушения вместе с экипажем муниципалов. Но вся фишка в том, что лаборатория выставляет полиции счет за свои услуги — около 150 латов в день. А по ночам и в выходные тариф звуковой лаборатории вырастает в два раза!
Более того, в случае ложного вызова (то есть когда громкость шумного соседа ниже критического порога хотя бы на один децибел) часть работы лаборантов оплачивает тот, кто вызвал полицию.
Как видите, система абсолютно тупиковая и бессмысленная, поэтому полицейские и предпочитают приглашать специалистов по звуку лишь в особо конфликтных случаях. В остальных используют метод устного внушения.
Как начальник рижской муниципальной полиции я считаю, что в таких случаях полицейским не помешало бы расширить полномочия, а не заниматься глупостями вроде измерений с трех разных точек: любому адекватному человеку ясно, когда громко, а когда нет.
Являясь экспертом Латвийской ассоциации больших городов (ЛАБГ), я активно лоббирую возможность несколько упростить работу полицейских в этом вопросе — чтобы слово полицейского в некоторых вопросах было решающим.
Вредный совет
Если сосед доставал вас громкой музыкой до двух-трех часов ночи, отомстите ему тем же, но часиков так в девять-десять утра: в это время у меломана, скорее всего, будет самый сладкий сон.
Ни одну букву закона вы не нарушите — в девять утра шуметь официально можно.
Что делать?
Не хотите мириться с шумящими за стеной соседями? Попробуйте пойти по такому пути:
Для начала постарайтесь договориться, найти общий язык с нарушителем спокойствия. Так и дешевле, и спокойнее.
Если такой путь ни к чему хорошему не привел, можно вызывать полицию. Только стоит учесть, что система наказания несовершенна и, скорее всего, желаемого результата не даст, а лишь временно напугает громкого соседа.
Если вы все же на- строены решительно и вызвали полицию, постарайтесь подгадать время так, чтобы ненавистный меломан не стал неожиданно закругляться, а то еще сами окажетесь виноватым и будете оплачивать ложный вызов звуковых экспертов.
А как у других?
За образец решения проблемы бытового шума можно взять Западную Европу, в частности Голландию и Германию, где полицейские не занимаются демагогией, а принимают конкретные меры. Если в этих странах кому-то мешает спокойно отдыхать шумный сосед, полиция вызывается сразу, без разговоров и попыток взывания к совести.
Западные стражи порядка не будут целый час измерять силу шума, исходящего от соседа, а поступят проще: обойдут пять-десять жильцов этого дома и поинтересуются у них, мешают ли им звуки, исходящие из конкретной квартиры. Если большинство граждан подтвердят это, на нарушителя спокойствия без промедления составляется протокол. Если он захочет что-то сказать в свое оправдание, беседа обязательно состоится, но уже в полицейском участке.
У нас же, по словам генерала Гедушева, сразу начинаются попытки оправдаться и прочая ерунда, мешающая полицейскому выполнять свой долг.
Ryanair сокращает рейсы из Риги Следующая публикация:
Прости нас, Маде!