16 марта у памятника Свободы снова маршировали латышские легионеры СС. Слева их ждали антифашисты с виселицами, справа — жаждущая пожать руки толпа почитателей.
Определенно, шествие 16 марта начинает напоминать какую-то дурную игру: красные — белые, русские — латыши, фашисты — антифашисты, свои — чужие… И все это в мирное время, под заверения в дружбе и интеграции, на фоне глобального кризиса, который коснулся всех без исключения.
«Against nazism!» («Против нацизма!») — написала на своем рукодельном плакате крестьянка из Салдуса Лигита. Развернув свой ватман среди толпы, поджидающей начала мероприятия, она тут же стала объектом атаки сторонников легионеров. Выяснилось, что против нацизма — это… против Латвии.
«Да я не против легионеров! — пыталась оправдаться тетенька. — Я сама латышка, и мои родственники воевали с той и другой стороны. Я против нацизма. Я за дружбу и мир. А самое главное — я за Латвию! За то, чтобы наши политики наконец-то занялись экономикой. Я хочу рассказать Райвису Дзинтарсу, как тяжело живется у нас на селе и как нужна помощь!»
История умалчивает, удалось ли Лигите дождаться помощи от Райвиса. Похоже, ра- циональные взгляды на этом мероприятии никого не интересуют. Большинство сюда приходят не за этим. «Легионеры сражались за независимость Латвии!» — кипятится старичок в армейской пилотке. «Виктор Арайс расстрелял десятки тысяч человек! И он служил под флагом легиона!» — возмущается молодой латыш Янис Кузинс, чей дедушка был заключенным в Саласпилсе.
В полосатой робе Кузинс дает интервью многочисленным журналистам на фоне плакатов с ужасающими фотографиями зверств нацистов на территории Латвии: ямы с расстрелянными в Бикерниекском лесу, изможденные дети в Саласпилсе…
«Skaties-skaties, viтam ir оsta юоda ausi!» («Смотри-смотри, у него уши настоящего жида!») — неожиданно слышу я за спиной. Поворачиваюсь и вижу молодого атлетически сложенного мужчину в черной шапке, который, ничуть не смущаясь близостью фотографий античеловеческих фашистских зверств, оценивает здесь… форму ушей антифашистов.
Возмущаюсь: «Как вам не стыдно!» Мужчина дурашливо смеется: «Это еще только начало… Вот увидите, что будет». После этих слов он живенько ретируется. А мне становится очень не по себе… Похоже, что Рига заигралась уже не на шутку.
Власти выгодны легионеры-герои
«Суббота» попросила объяснить феномен 16 марта председателя Союза журналистов Латвии Юриса Пайдерса
День памяти или праздник?
— В 90-е годы дата 16 марта была предложена одной эмигрантской организацией, чтобы по- чтить память погибших воинов, которых против их воли призвали в нацистскую армию.
Этот изначальный посыл давно забыт. 16 марта используется для противостояния и выяснения отношений, чтобы дразнить Россию и дразнить наше правительство, которому в очередной раз придется оправдываться перед европейскими и американскими партнерами, для разжигания межнациональной розни: «Ах, русским этот день не нравится — тогда мы именно в этот день будем что-то делать напоказ».
За что боролись?
— Призвав склонить головы перед легионерами, президент Латвии высказал мысль, которая с исторической точки зрения не совсем корректна, но в которую хотели бы верить многие латыши. Мол, произо- шло нечто неприятное, но оно было сделано… с благими намерениями. Правда в том, что данные части СС были под прямым командованием Генриха Гиммлера, но вот хочется верить, что, будучи под командованием Гиммлера, латыши воевали исключительно за свободу Латвии.
Судя по опросам, в этот миф верит примерно треть жителей Латвии, еще треть категорически против этой версии, остальные не имеют своего мнения. В реальности же большинство легионеров четко понимали, что их жизнь нужна для поддержки нацистского режима.
Я нашел воспоминания известного латышского писателя Зигмунда Скуиньша, который был призван в легион, но, четко понимая, что не хочет воевать за интересы Германии, решил уклониться от такой службы — он прострелил себе руку. Если легион воевал за свободу Латвии, то выходит, что его надо считать предателем интересов Латвии?
Мне звонили много людей, чьи родственники дезертировали из легиона, потому что не хотели воевать за Германию. Слова президента их сильно задели. Получилось, что, не желая быть с нацистами, они предали Латвию. Я считаю, что президент совершил большую бестактность по отношению к этим семьям.
Преступники или нет?
— Являются ли преступниками дожившие до сегодняшнего дня 500 из 50 000 легионеров? Если у кого-то есть информация о свершенных ими злодеяниях — надо было не держать ее 20 лет за пазухой, а предъявлять. Поэтому, скорей всего, среди этой группы преступников нет.
С другой стороны, неоспоримо, что среди легионеров были и настоящие нацистские преступники. Тот же Виктор Арайс, который организовывал и участвовал в массовых расстрелах в Рижском гетто и в Белоруссии, начинал как доброволец-коллаборационист, а в финале служил в Латышском легионе СС.
Почему Европа молчит?
— Официальная власть Латвии четко знает, какую оценку этому дню дает Европа. Если поначалу некоторые министры участвовали в шествиях, то с 2004 года, понимая, что это может иметь негативные последствия на международном уровне, они уклоняются от прямого участия. А поскольку минимальные требования политкорректности выполняются, Европа молчит — и вряд ли в этом году что-то изменится.
Министры не идут, зато депутаты, в том числе из правящих партий, которые не согласны с мнением правительства, поступают как считают нужным. Демократия.
Если мы хотим и им запретить — надо менять законы. Но в этом случае власть должна встать против трети населения, которая поддерживает и героизирует легионеров. Да, 16 марта — это определенные потери международного плана, но зато выигрыш во внутренней политике, на чем умело играют некоторые.
Не надо позорить страну
Лидер «Объединения против нацизма» Янис Кузинс уверен, что политики Visu Latvijai! используют немощных стариков для создания себе дешевой славы
— Они говорят о том, что гордятся своими дедами. Но чем тут гордиться? Мой дед, тоже латыш и патриот, был в Саласпилсском концлагере, тетя умерла в Саласпилсе. Второй дед, который жертвовал деньги на памятник Свободе, служил в Красной армии. И что? Ни у Красной армии, ни у легиона нет связи с этим памятником, который был построен до войны, — его нельзя использовать для поднятия политических рейтингов.
Тут легионеров не так уж много — около 100 человек, а остальные те, кто их используют. Я не против, чтобы они поминали павших на кладбище в Лестене или Межапарке, но не надо позорить страну тем, что в Латвии возрождается нацизм. Это мероприятие дискредитирует образ Латвии, о чем сообщил Совет Европы, который рекомендовал запретить этот парад.
Наше объединение пришло сюда, чтобы напомнить о преступлениях нацистской Германии на территории Латвии.
В составе Латышского легиона СС были карательные бригады, которые охраняли концлагеря Саласпилс, Даугавпилс, совершали преступления в Белоруссии. Работал трибунал под руководством латышского генерала Бангерскиса, который выслал 7000 жителей Латвии в Штутгоф. Нельзя говорить, что всю черную работу делали немцы, а латыши только за свободу боролись.
Получи, фашист, «Катюшу»!
16 марта колонна легионеров тянулась по Старой Риге под «Прощание славянки» и «Катюшу», которые сыграл им уличный музыкант Жорж из Болдераи
День 16 марта прошел без особых происшествий. Традиционно Рижская дума запретила шествие ветеранов Ваффен СС, после чего суд не менее традиционно отменил запрет. Колонна легионеров и их сторонников, примерно тыщи полторы человек, включая радикальных депутатов Сейма ЛР, прошла с флагами от Домского собора до памятника Свободы.
Возле памятника Свободы их встретили антифашисты. Многие — в полосатых тюремных робах. А за оградой вокруг памятника на деревянных столбах в форме виселиц были прикреплены снимки жертв нацистских концлагерей. Подлинные снимки, страшные — и не случайно сторонники легионеров пытались прикрыть их щитами от фотографов.
С утра еще представители «Объединения против нацизма» возложили к памятнику Свободы венок в память жертв. Через некоторое время к венку подошли четверо и стали старательно закрывать его тюльпанами, чтобы спрятать надпись. А потом и вовсе прикрыли венок щитом с надписью «Latvija».
Джоэля Рубенфельда, председателя Европейского еврейского парламента, и депутата Европарламента Татьяну Жданок, пытавшихся убрать щит с венка, увели от памятника под руки двое с рацией.
За всем происходящим следили журналисты и наблюдатели из разных стран. Британский королевский адвокат Майкл Бирнбаум, приехавший в Ригу с женой — известной художницей, заявил с возмущением, что сообщит британским СМИ о маршах легионеров Ваффен СС. И что это пора прекращать.
Нонсенс и абсурд, отмечают многие наблюдатели, в том, что шествия ветеранов Ваффен СС проходят в государстве Европейского союза. Еще в январе британский историк Моника Лоувенберг начала сбор подписей против чествования легионеров и пересмотра истории в Латвии. С 21 января жители всех стран мира могут подписаться на сайте petitions24.com .
Ну и самый неординарный эпизод, который вызвал тысячи откликов на сайтах разных стран, случился во время прохода легионерской колонны по Старому городу.
Наблюдавший за ними уличный музыкант в этот момент сыграл на аккордеоне марш «Прощание славянки» и «Молдаванку» из фильма «В бой идут одни «старики». Экспромт получился красивым — несмотря на неприличные жесты и советы «убираться в Москву», которые адресовали музыканту шествующие. Видеосюжет был заснят журналистом Baltkom, выставлен в новостях и по сей день активно обсуждается.
Что тут сказать еще? Ежегодное мероприятие, «прославившее» Латвию во всем мире, традиционно возмущает антифашистские организации и всех здравомыслящих людей мира. Дети и внуки, а также немногочисленные уже жертвы нацизма вряд ли поймут слова президента Андриса Берзиньша, который накануне 16 марта заявил, что не считает легионеров преступниками, и призвал склонить перед ними голову. И мой дед, погибший в 45-м, точно не понял бы…
Не будем сейчас останавливаться на «подвигах» Латышского легиона во время Второй мировой. Свидетельства имеются в Интернете в больших количествах.
Попытка их обелить — это попытка в очередной раз переписать историю и проигнорировать решения Нюрнбергского трибунала. Здесь задета и международная репутация Латвии как страны Евросоюза. Фашизм осужден. Это решение однозначно. Послевоенная Европа развивается по принципу «Больше никогда». И никаких оправданий тут придумывать не надо.
…А в продаже тем временем появился календарь на 2012 год. На снимках в нем люди в нацистской форме с национальными флагами Латвии призывают к борьбе. «Трусы шепчут. Легионер борется», «Германия твою Родину бережет и призывает тебя! Твой труд — тоже борьба с большевизмом!», «Ты тоже должен бороться за Латвию»…
Знаете, противно… Что с этим делать и как реагировать, честно, не знаю. Но при первой же возможности отнесу премию уличному аккордеонисту Жоржу. От славянки.
Орден Славы Следующая публикация:
Встреча с российским экономистом Леонидом Григорьевым.