Одно из главных событий этого театрального сезона — мюзикл «Марлен» на сцене театра «Дайлес». В роли легендарной кинодивы, певицы и иконы стиля — Резия Калныня.
Композитор Раймонд Паулс пошутил, что мюзикл «Марлен» — последний его масштабный проект, после которого можно смело отправляться на пенсию. В свое время сотрудничество актрисы и маэстро началось с концерта в честь 74-летия Паулса. Музыкальная программа, которую сделал для Резии Раймонд Паулс, с успехом шла два сезона. А затем маэстро загорелся идеей написать для Резии мюзикл.
В качестве главных героинь он рассматривал несколько ярких звезд XX прошлого века: Любовь Орлову, Элизабет Тейлор, Людмилу Гурченко. Но в итоге выбор пал на Марлен Дитрих.
— Маэстро первым делом исходил из моих природных данных, — объясняет выбор героини Резия Калныня. — Ведь я, как и она, поющая актриса. Каждая песня Марлен — это драматический спектакль. Очень редкие люди способны на это!
Хемингуэй утверждал, что в Марлен можно влюбиться только за голос.
Но абсолютно каждая из потенциальных героинь, которых мы с Паулсом рассматривали — Гурченко, Орлова и Тейлор, — очень интересна.
Истории всех этих сильных женщин подтверждают, что каждый большой художник априори одинок. Одиночество — своего рода плата за большой талант.
— Что было самым трудным в работе над ролью Дитрих?
— Отстраниться от ее личности, не жить каждый день ее историей. Слава богу, Марлен не является сегодня ко мне во снах. Хотя чем сильнее личность, тем легче поддаться ее магнетизму.
После выхода нашего мюзикла в Латвии начался настоящий бум на Марлен. До сих пор она вызывала больший интерес как икона моды, а не как актриса и личность.
Загадка без загадки
— Марлен Дитрих одна из самых загадочных актрис кинематографа…
— Да, это так. Но как сама актриса написала в своей книге и говорила в интервью, главная ее загадка заключается в отсутствии загадочности. Она сама себя создала. Это сегодня в Голливуде налаженный конвейер по штамповке звезд. А в то время над их образами еще не трудились стилисты.
Козырем Марлен был ее неповторимый стиль. По ее подобию создавали свои образы и другие актрисы, включая Мэрилин Монро!
— Для своего времени Марлен вела довольно скандальный образ жизни: крутила романы то с мужчинами, то с женщинами, носила мужские костюм и шляпу, дерзко отказывала влиятельным поклонникам…
— Она постоянно бросала вызов общественности. Марлен не провоцировала скандалы специально, но радовалась тому, что ее имя у всех на устах. В какой-то мере с ней можно сравнить певицу Мадонну. Сколько раз она кардинально меняла свои образ, философию и стиль жизни…
— Что ты считаешь самым громким скандалом в жизни Марлен?
— Вряд ли к ним можно отнести романы с женщинами. В берлинских богемных кругах 30-х годов это было обычным делом.
Главный скандал заключался в том, что, будучи замужней женщиной, актриса крутила романы с известнейшими людьми того времени: певицей Эдит Пиаф, писателями Эрихом Марией Ремарком и Эрнестом Хемингуэем, актером Жаном Габеном. Марлен многие завидовали!
По поводу романа с Эдит Пиаф есть спорные версии. Сама Марлен в одной своей книге утверждает одно, а в другой — совершенно другое. Но то, что она опекала Пиаф до самой смерти и помогала ей материально, — это факт.
«Не верьте ни одному ее слову!»
— Среди героев мюзикла — Лени Рифеншталь и Коко Шанель. Что связывало актрису с ними?
— Лени Рифеншталь, с которой при жизни Марлен даже не встречалась, — просто украшение сюжета. А вот по поводу Шанель — спорный вопрос.
В начале 80-х Максимилиан Шелл снял последний фильм с участием Марлен Дитрих. После перелома шейки бедра она прекратила выступления и жила затворницей в своей парижской квартире.
Режиссер долгое время уговаривал ее на эти съемки, она согласилась лишь при условии, что сама не появится в кадре. В фильме «Марлен» звучит лишь ее голос — она выборочно отвечала на вопросы Шелла и комментировала кинохронику своей жизни и карьеры, роли тех или иных людей в ее жизни.
Про Шанель Марлен так и не обмолвилась ни единым словом, зато назвала Шелла полным дураком. Ну а в конце съемок ассистент Марлен, также принимавший участие в интервью, протянул режиссеру записку: «Не верьте ни одному ее слову!»
— Марлен жила бурной любовной жизнью со школьной скамьи, из-за романа с ней один профессор даже потерял работу. Что лучше для женщины в любви — действовать по принципу «в омут с головой» или пытаться тормозить свои чувства?
— Это зависит от того, с точки зрения каких моральных критериев мы рассуждаем. С точки зрения общественной морали, собственной морали или библейских заповедей, которые, к сожалению, мало кто соблюдает.
Главный критерий в любовных вопросах — наше сердце. Если оно ощущает любовь — значит, у тебя есть права на эти чувства. Но у меня свои моральные рамки.
Я знаю, что значила любовь для Марлен Дитрих. Это, наверное, у нас с ней общее — абсолютный максимализм в работе, отношениях и любви.
— Кто, на твой взгляд, был главной любовью ее жизни?
— В мюзикле в качестве мужчин жизни Марлен выступают Ремарк, Габен и Хемингуэй. Каждый из них бесконечно интересен. С Ремарком у актрисы были самые продолжительные отношения, они годами переписывались.
Но насколько же обиженным он должен был чувствовать себя, если попросил жену не пускать актрису к себе в больницу в финале жизни? И даже запретил Марлен возложить цветы на его могилу. Ремарк был страшно уязвлен ее предательством — ведь во время их романа у нее были параллельные отношения с другими.
Марлен искала его в годы войны, но встретились они уже после ее окончания. Дитрих и Габен попытались наладить отношения, но уже не могли быть вместе: война изменила обоих.
Тем, кто бывал в горячих точках и пережил ужасы войны, трудно вернуться к нормальной жизни. И хотя Марлен очень любила Габена, она так и не поехала с ним во Францию и не вышла за него замуж, о чем он мечтал.
— Марлен сделала нетипичный для женщины выбор в пользу карьеры, а Габен не был готов на компромисс — остаться с ней в Америке. Что выбрала бы на ее месте ты — работу или любовь?
— Не думаю, что Марлен была карьеристкой. Она была весьма дальновидна и, вероятно, понимала, что не сможет быть вместе с Габеном. Но я, например, уверена, что если потом сожалеешь о том, что не совершила чего-то, — значит, упустила свой шанс. Я считаю так: лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.
— В Марлен был влюблен еще и Геббельс. А Гитлер обещал, что Марлен провезут под Триумфальной аркой, как только она вернется в Берлин…
— Живя в Америке, она знала об убийствах детей и евреях в концлагерях больше, чем сами немцы, живущие в Германии. Марлен имела четкую позицию по поводу войны и не зря удостоилась ордена. Когда в 60-е годы Марлен вернулась в Германию, соотечественники приняли ее очень холодно.
Шестая жена Хемингуэя
— Дитрих связывала с Эрнестом Хемингуэем только многолетняя переписка или все же роман?
— Сама она утверждает, что между ними была только дружба. И я этому верю! Если у тебя отношения с каким-то мужчиной, это еще не значит, что ты с ним спишь. И даже если ты кого-то любишь, вас не обязательно связывают сексуальные отношения.
— У Хемингуэя трагически не совпадали графики любовных отношений с Дитрих: когда он был свободен, Марлен была в эпицентре бурного романа — и наоборот…
— Может, и хорошо, что так вышло. Иначе Марлен стала бы его шестой по счету женой. А так их связывали 30 лет переписки и платонических отношений.
Вообще, Марлен нельзя уложить в какие-то рамки: бывшая или будущая жена, любовница… Она одинаково нравилась женщинам и мужчинам. А сама никогда не ревновала своих возлюбленных к их вторым половинкам.
— Как Марлен удавалось не ревновать? Можно ли управлять этим отравляющим жизнь чувством?
— Дитрих не была собственницей. И дружбу ценила гораздо выше, чем интимные отношения. С ревностью можно бороться, все зависит от твоих приоритетов. Любишь ли ты себя и считаешь ли самодостаточной? Требуется ли тебе признание со стороны?
Ревность — как медленная смерть. Если ты ревнуешь — значит, не ценишь себя. Мне это ощущение не чуждо! Но Марлен была независимая сильная личность.
— Общеизвестный факт: Марлен удалила пару зубов, чтобы придать щекам загадочную впалость. Требует ли красота жертв? Или нужно ценить то, что нам дает природа?
— Для того чтобы понять Марлен, нужно вернуться в эпоху расцвета Голливуда. Если ты хотела быть звездой в то время, надо было отвечать определенным звездным стандартам.
Да и сейчас многие актрисы идут на жертвы — вкалывают ботулин и раздувают губы до бессмысленных размеров.
Книга-убийца
— Чем заканчивается действие мюзикла и что, по-твоему, стало концом жизни актрисы?
— В финале мюзикла Марлен дает свой последний концерт. Но в реальной жизни ее добила книга дочери — Марии Ривы — «Моя мать, Марлен», главы из которой актрисе удалось прочитать. После этого ее разбил инсульт. Существует и версия, что Дитрих покончила с собой, так как была парализована и не хотела превращаться в обузу…
— Может ли востребованная актриса быть хорошей матерью или эти две ипостаси невозможно совместить?
— Думаю, эта книга скорее представляет в некрасивом свете саму Марию, а не ее мать. У дочери явно какие-то проблемы с психикой. Марлен горячо любила свою дочь.
Если поднимать этот вопрос, нужно интересоваться: как проводят время современные дети, родители которых трудятся на трех работах? Сегодня мы вынуждены отдавать детей в детские сады или на попечение нянь, чтобы иметь возможность заработать на жизнь. Некоторых родителей их дети не видят неделями.
— Почему не все дети, даже взрослея, готовы простить своих родителей?
— Потому что всю жизнь остаются детьми. И даже во взрослом возрасте им выгодно быть инфантильными созданиями, которым все сходит с рук. Если человек не хочет взрослеть, то винит во всех своих бедах родителей и не хочет брать ответственность за свою жизнь.
Уроки Марлен
— Что нового ты открыла в Марлен, готовясь к роли?
— Насколько она была человечной, какой способностью любить она была одарена и как сильно любила.
— Почему Дитрих так и не развелась с мужем, прожив с ним вместе только первые пять лет?
— Во многих биографиях Марлен говорится, что к тому моменту они были уже как брат с сестрой. Дитрих просто так никого не бросала. Она чувствовала огромную ответственность за тех, с кем была.
Она вела себя в соответствии с философией «Маленького принца»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И заботилась даже о соседях.
— Значит, на роковую женщину она не тянула?
— Думаю, она больше изображала роковую женщину. У Марлен был очень развит материнский инстинкт. И своих близких она любила именно такой любовью.
— Чему мы все можем поучиться у Марлен?
— Беспардонности. Она не извинялась за то, какая она есть. Никогда не грузилась отношениями, проблемами, самоанализом — просто жила и не тратила отведенное ей время на деструктивные занятия.
Она была очень дисциплинированной: каждый ее день был расписан по минутам, она никогда не опаздывала. Марлен ежедневно вставала в шесть утра, изучала утреннюю прессу, ей было интересно абсолютно все, что творилось в мире.
В документальном фильме «Марлен» актриса заявила: «Я не смотрю в прошлое, я живу будущим». По-моему, это правильная позиция. Не надо тащить хвост прошлого за собой, который с каждым годом становится все тяжелее. Марлен всегда жила завтрашним днем.
А еще она была очень самокритичной: понимала, на что она способна, а на что нет и как ее использует Голливуд.
Если ты самокритична и осознаешь рамки своих возможностей, то не боишься кардинально изменить свою жизнь. И даже страну проживания.
Несмотря на все злоключения в ее жизни, в том числе со здоровьем, Марлен поступала только так, как решала сама. И не тешила себя абстрактными фантазиями.
Правда на нашей стороне. С любой стороны Следующая публикация:
Мечты сбываются!