Фильм рассказывает о пяти днях из жизни артиста — коротких гастролях Высоцкого в Узбекистане в 1979 году, во время которых он пережил клиническую смерть. Одна из главных интриг фильма — имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает до сих пор. Никто так и не понял, кто сыграл Высоцкого, — актер был загримирован с использованием новейших силиконово-пластиковых технологий.
Главная интрига
Актер, снявшийся в роли Высоцкого, оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии было написано: «Высоцкий». В титрах исполнитель Высоцкого также не фигурирует.
Образ человека-легенды воссоздали максимально близким к оригиналу — цифровые технологии помогли воссоздать идентичность с голосом Владимира Высоцкого, а внешнего сходства добились с помощью уникального силиконово-пластикового грима, над созданием которого российские специалисты трудились полгода. Он помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. Каждый съемочный день грим накладывался по четыре часа и еще полтора снимался.
Эпоху тоже воссоздавали трепетно. К современным камерам приладили объективы 70-х, которые искали по всей стране, — так получился эффект ретро. «Кажется, возьми камеру и снимай, ничего не изменилось. Это не так. Не так выглядят дома, люди, лица, речь», — рассказывает режиссер фильма Петр Буслов.
Собравшийся на премьере московский бомонд — Алла Пугачева, Максим Галкин, клан Михалковых, Андрей Макаревич, — все гадали вслух, кто же сыграл барда. Но понять это из-за компьютерных спецэффектов даже им оказалось невозможно, поэтому гостей ждало разочарование.
Продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов заявили: «Нет никакой интриги, никакого пиара нет. Мы не хотели, чтобы имя актера отвлекало от образа». Съемочная команда — Оксана Акиньшина, Андрей Панин, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан — тоже молчали как партизаны.
Создатели фильма посчитали, что имя любого современного актера, рискнувшего воплотить святой для миллионов людей образ, будет вызывать только раздражение. Поэтому оно не появилось даже в титрах.
В результате многие с уверенностью говорили, что в главной роли снялся Владимир Вдовиченков, другие склонялись к версии, что это Сергей Безруков. Например, Ксения Собчак написала в своем микроблоге: «Высоцкий — Безруков. Как, собственно, и Пушкин, и Есенин. Говорят, готовится фильм «Ахматова». Кто сыграет, как думаете?:)»
На безруковской версии настаивает и журнал «Папарацци», фотографы которого как-то проводили Безрукова до вагончика-гримерки во время ночных съемок, а из вагончика актер вышел уже загримированным под Высоцкого.
История картины
Изначально фильм назывался «Черный человек». Его режиссером и сценаристом был Игорь Волошин, снявший до этого пронзительный автобиографический фильм «Я».
Волошин планировал посвятить картину проблеме наркомании, рассказать, как Владимир Семенович чуть не умер от передозировки во время гастролей в Ташкенте. Большую часть картины Высоцкий должен был провести в бессознательном состоянии, ширяться, лежать в луже из собственных рвотных масс…
В конечном счете все это сильно не понравилось продюсерам. Волошин был уволен, а его картину передали режиссеру Петру Буслову, который работал в соавторстве с сыном Высоцкого Никитой.
Mercedes Высоцкого
Бытует легенда, что в конце 70-х в Москве было всего три автомобиля марки Mercedes-Benz: у Владимира Высоцкого, Леонида Брежнева и Анатолия Карпова.
На самом деле это не совсем так. Хотя Mercedes у барда был — бард был фанатом хороших машин. До Mercedes у него были «жигули», которые он успешно разбил, потом Renault — подарок Марины Влади, BMW (собственность Влади), а в 1976 году Владимир Семенович приобрел Mercedes-Benz 1974 года выпуска — цвета «голубой металлик».
След оригинального Mercedes Высоцкого затерялся во времени. Автомобиль довольно редкого цвета удалось найти лишь в Дрездене. «Бенц» оказался практически близнецом машины Высоцкого, только двигатель менее мощный, и еще поменяли переднюю панель, чтобы магнитола была один в один как у Высоцкого.
Мнения создателей
Иван Ургант, сыграл друга Высоцкого:
— Я пришел в проект, когда уже шел кастинг, который проводил Петр Буслов. До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался. А потом пригласили меня. И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете, первое появление в фильме моего героя. Человек, который играл Высоцкого… я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая и без одежды стояла спиной, и я сразу выбежал.
Оксана Акиньшина, сыграла подругу Высоцкого:
— В «Высоцком» была одна сцена, которая, к сожалению, не попала в фильм. Когда я играла ее, происходило что-то невероятное, чего со мной еще никогда не случалось: я тогда как бы перешла всякие грани эмоциональности, практически потеряла сознание, по крайней мере, тело меня не слушалось точно. Вообще, на съемках часто происходят какие-то магические вещи, странные совпадения. Вот клиническую смерть Владимира Семеновича мы снимали в день его реальной смерти.
Никита Высоцкий, сын легенды:
— Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий.
Еще ни одной строки сценария не было написано, а мы уже решали, кого пригласим на роль, как мы его будем стричь, как мы его будем учить на семи струнах играть, а потом убедились: кто бы это ни был — а у нас было несколько актеров, и актеров хороших, — это все равно будет не Высоцкий. Если нет максимального внешнего подобия у героя, этого героя нельзя называть Владимиром Высоцким. Просто нельзя.
Высоцкий — это фильмы, спектакли, видеозаписи концертов, огромное количество фотографий. Он до сих пор крупным планом на экране. Высоцкий — вот он. А наш, если бы мы поставили, допустим, известного актера, был бы не Высоцкий. Мы могли найти, условно говоря, двойника. Есть такие люди, которые деньги зарабатывают: кто-то Ленин, кто-то Сталин. И такие же есть Высоцкие. Мы их смотрели. Да, он ходит, он пытается говорить, как Высоцкий. Ну, так у Джигурды немножко получается. Но экран такие вещи не разрешает. Они не выдерживают первого же крупного плана. Я испытываю огромное уважение к нашему безымянному исполнителю и надеюсь, что ему воздастся когда-нибудь по его огромным заслугам.
Петр Горшенин, создатель уникального грима:
— То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. В моем личном опыте было достаточно эпизодов работы над образами известных людей — например, Сталин в двух картинах. Но это другое. С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности в мировой практике ничего подобного не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах — тоже в основном стилизация, также как наш Сталин, потому что речь обычно идет об одном-двух съемочных днях, когда это не главный герой… У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача: главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история.
Для грима в качестве эскизов использовались около 500 фотографий из архива Высоцкого. Нам была важна не только физическая идентичность, но и чтобы на актере все это выглядело гармонично и естественно для его партнеров, чтобы человеку, стоящему с ним рядом, и в голову не приходило, что это грим. Что касается ощущений от воссоздания образа, то я и мечтать не мог, что прикоснусь так близко к Высоцкому. Я был в девятом классе, когда он умер. Было такое жуткое чувство, что мы потеряли что-то серьезное. Что вот он был — необыкновенный, единственный, неповторимый. И такого никогда больше не будет. Я думаю, им невозможно не восхищаться, невозможно не любить его. Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал. В процессе работы мы для себя открыли Высоцкого заново. Мы купили все его диски, полное собрание, и всю работу делали под его песни, под его музыку…
У картины есть роскошный сайт, на котором визуально воссоздана атмосфера времен Высоцкого. Перед походом в кино стоит погрузиться — visotsky-film.ru
Мнения зрителей
Режиссер Валерий Тодоровский:
— Я получил большое удовольствие от картины. Просмотрел ее на одном дыхании. Эмоционально очень воспринял, и я думаю, что стоит людям сходить посмотреть этот фильм, потому что давно такого не было. Это без пижонства, без понтов, сильное, мощное высказывание.
Фотограф Геннадий Авраменко:
— Резиновой маской лишенный мимики Безруков, конечно, лучше привычного Безрукова, но как его, Безрукова, Высоцким ни намажь, уши Безрукова все равно торчат из тщательно прорисованных пор. Тот, кто хоть раз видел настоящего Высоцкого в кино, с трудом воспримет мышечно-атрофированное лицо из «Высоцкий: спасибо, что живой».
Режиссер картины — создатель «Бумеров» Петр Буслов. Автор сценария — сын Владимира Семеновича Никита.
Сергей Безруков — Юра, коллега Владимира Высоцкого.
Оксана Акиньшина — подруга поэта Татьяна (прообраз — Оксана Афанасьева, впоследствии ставшая женой Леонида Ярмольника).
Алла Покровская — мать Высоцкого.
Сергей Шакуров — отец Высоцкого.
Владимир Меньшов — режиссер (прообраз — Юрий Любимов).
Иван Ургант — Сева Кулагин, друг и коллега Высоцкого (в реальности такого человека не было — Сева Урганта немного похож на режиссера Ивана Дыховичного, немного — на актера Всеволода Абдулова).
Максим Леонидов — Павел Леонидов, импресарио и друг Высоцкого.
Андрей Панин — Анатолий Федотов, личный врач Высоцкого.
Владимир Ильин — Серый Пиджак.
Дмитрий Астрахан — Леонид Фридман, организатор концертов Высоцкого в Узбекистане.
Повеяло холодом Следующая публикация:
Билеты на ёлки — бесплатно