Скандальный фотограф Спенсер Туник в год делает всего пять-шесть фотосессий в разных городах мира. Одно остается неизменным: на фотографиях всегда сотни и даже тысячи обнаженных людей. Его последняя фотосессия прошла в сентябре в Израиле. Обнажив и искупав разом более 1200 израильтян, Туник хотел поддержать Мертвое море в борьбе за звание одного из семи новых чудес света и привлечь внимание к проблеме его исчезновения.
Организацией голых флэш-мобов для своих фотоинсталляций американский фотохудожник Спенсер Туник занимается вот уже 20 лет. Начав с полутора тысяч человек, Туник довольно быстро увеличил количество волонтеров. Например, в июне 2003 года в Барселоне он собрал семь тысяч обнаженных. Но самый крупный флэш-моб ему удалось организовать в 2007 году в Мехико, когда на главной площади собрались… 18 000 (!) добровольцев.
Сейчас он делает около шести работ в год по всему миру; художник уже побывал в Нью-Йорке, Вене, Лос-Анджелесе, Базеле, Мехико, Барселоне, Амстердаме и других городах.
Съемки проводятся всегда по одному и тому же сценарию: художник заранее объявляет о месте следующей съемки и предлагает всем желающим принять участие. Волонтеры регистрируются и в назначенное время собираются в определенном месте. Далее следуют сбрасывание всех одежд и принятие нужных поз. Позы, надо заметить, бывают самые разнообразные: сидя, стоя и даже лежа друг на друге, целуясь и так далее.
Туник неоднократно признавался в своем восхищении перед красотой человеческого тела. По словам мастера, в каждой своей работе он передает не только человеческую красоту, но и ее уязвимость, хрупкость.
На фотографиях Туника действительно очень сложно разглядеть одного человека, так как все сливаются в единую композицию. Это как нельзя лучше показывает то, что в толпе человек легко теряет собственное «я», становится неинтересным.
У таланта Туника есть свои приверженцы и противники. Одни называют его работы пошлостью, другие восхищаются ими.
Сам художник утверждает, что его работы имеют под собой очень глубокое обоснование: таким образом он привлекает внимание к проблемам загрязнения атмосферы, глобального потепления или, как в случае со съемкой в Израиле, — проблеме исчезновения редчайших явлений на Земле.
Так, например, в рамках проекта по защите окружающей среды Спенсер Туник проводил фотосъемку на тающем леднике Алеч. В той инсталляции участвовали 600 человек, построивших собой живую скульптуру. Волонтерам приходилось работать при температуре всего плюс 10 градусов. Однако проект стоил того: скандальная фотосъемка быстро привлекла внимание общественности к проблеме глобального потепления.
Обнаженка по-израильски
В сентябре Спенсер Туник провел съемку в Израиле, на Мертвом море. Инсталляция, в которой приняли участие 1000 человек в возрасте от 18 до 77 лет, названа автором «Голое море».
К этому событию автор готовился целых четыре года. Решение провести съемку именно в этом месте совпало с кампанией по выдвижению Мертвого моря на конкурс по выбору седьмого чуда света. Туник заявил, что хочет провести акцию во имя спасения самого соленого в мире моря, которое быстро мелеет.
Съемки проводились в режиме особой секретности. Участники, которых отбирали по конкурсу, собирались затемно. Даже водителям автобусов, отвозивших голую массовку на заброшенный пляж Мертвого моря, до последнего не сообщали координаты пункта назначения.
В этот раз композиция не поражала «хореографическими» изысками. Это был массовый заплыв и вознесение рук навстречу рассветному солнцу, поднявшемуся из-за гор над Иудейской пустыней.
Съемки, естественно, вызвали немало протестов со стороны ортодоксальных евреев, однако это не остановило знаменитого мастера наготы.
«Благодаря искусству Спенсера Туника наше послание о проблеме окружающей среды достигло 500 миллионов человек. Мы собираемся продолжать сотрудничество с этим художником и намерены создать целую выставку его работ у нас в музее», — сказала руководитель проекта «Голое море» Ари Фруштер.
Со слезами на глазах Следующая публикация:
Как продается Латвия?