Латвии мешает имидж русофобов

• 26.10.2011 • ИнтервьюКомментариев (0)827

В рамках международного медиа-клуба «Формат A3» в Риге побывал известный российский экономист и политолог, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

В разные годы Михаил Делягин консультировал ведущих российских политиков и высокопоставленных государственных чиновников, среди которых Борис Ельцин, Евгений Примаков, Борис Немцов, Михаил Касьянов и другие известные люди.

Он автор более чем 600 статей и восьми монографий, автор серии книг о мировом кризисе.

Входит в число ведущих социогуманитарных мыслителей (наряду с Юрием Левадой, Глебом Павловским, Александром Солженицыным).

— Долгое время, еще со времен Российской империи, экономика Латвии была тесно связана с российской. Когда в 1991 году мы резко переориентировались на Запад, все предприятия развалились. Это была неизбежность или все же у нас были варианты?

— Часть предприятий и вправду погибла от естественного распада хозяйственных связей в то время, но большая часть предприятий уничтожалась осознанно, как наследие «проклятого СССР».

Тот же ВЭФ мог бы прекрасно продолжать работу на внешние рынки, в частности на рынок России. Возможно, он не сохранился бы в полном объеме, но сохранился бы частично, и это уже были бы тысячи рабочих мест.

Еще один наглядный пример. Был у вас такой диктатор Карлис Улманис. Когда он общался с журналистами, то демонстративно пил чай с тремя ложечками сахара: по числу сахарных заводов в Латвии, которыми диктатор гордился. Может, при советской власти их не очень хорошо модернизировали, но сохранили, а сейчас?

— Сейчас их нет. Датский Dansukker цинично фасует свой сахар в памятные всем пакетики Елгавской фабрики.

— То-то! Знаете, чем нынешнее руководство Латвии хуже советской власти и чем оно хуже Улманиса, который довел страну до такого состояния, что латыши приветствовали танки Красной армии? Тем, что оно даже не попыталось сохранить рабочие места.

Их логика очень примитивна: они хотели создать историческую общность людей — латышский народ. Значит, надо максимально разорвать связи с Россией. Мысль о том, что для Латвии в Европе рынков нет, все они давно и плотно заняты европейскими производителями, ни в чью умную голову не приходила.

С экономистами в Советском Союзе вообще было туго. Соответственно, уничтожили всю промышленность — наследие Союза.

Вот и сложилась ситуация, что Латвия, всегда бывшая «маленькой Европой» (и в российской империи, и в советское время), оказалась частью Европы на самом деле, приняла европейские институты, инфраструктуру — только ее рынки остались в России и странах СНГ.

Латвия сама перепилила сук, на котором сидела. И вернуть российские рынки она вряд ли сможет. «Рижский бальзам» в советское время был маркой, а сейчас каждая российская область делает свои бальзамы. Да, они уступают «Рижскому», но они неплохи, к тому же народ привык пить свое.

Да, были шпроты, но изменились представления о здоровой пище: лично я шпроты есть не рискну. Да, здесь замечательный копченый угорь, но у нас есть много другой вкусной рыбы. То есть на традиционно латвийских рынках происходит смена вкусов и приоритетов.

Латвия — Россия: лавочка закрыта?

 

— Ну хоть чем-то мы россиян можем теперь привлечь?

— Гениальный ход — продажа вида на жительство в чудесной Шенгенской зоне. Хороший бизнес, молодцы, хоть и не вы единственные его придумали!

Тут система такая: если не можете легализовать деньги — вам в Литву, если не хотите светиться в том месте, где легализовались, — вам на Мальту (там можно показываться лишь день в году). Если вы хотите пожить в Европе, общаясь по-русски, — вам в Латвию.

Что значит покупка квартиры или дома? Человек вложит деньги, потом будет платить за коммунальные услуги, попытается сдать в аренду, а когда это у него не получится, какое-то время будет тут жить из принципа (раз уж купил) и тратить.

Другое дело, что это всплеск денег во время продажи, а дальше — 20 копеек. Страну таким бизнесом не прокормить. К тому же все остановится, когда все россияне, кто хочет убежать, убегут…

— А что, сюда убегают?

— Конечно! Если в России вдруг нормализуется ситуация и в Европу перестанут бежать, то вы сразу лишитесь денег. Но на несколько лет этого бизнеса хватит.

— Чем еще мы можем зарабатывать?

— Теоретически — туризмом. Но тогда надо избавиться от имиджа русофобов. Классический пример — Финляндия. 88 процентов финнов на вопрос: «Кого вы ненавидите?» — отвечают: «Русских». Но русским об этом неизвестно — им виду не подают, потому что деньги в Финляндии все из России, включая продажи Nokia.

А у вас же ненависти нет на самом деле, но она демонстрируется на государственном уровне с удручающей интенсивностью. То есть ваше государство уничтожает возможность зарабатывать.

— А транзит?

— Тоже лавочка закрылась. Он переориентировался и пошел через Питер, Белоруссию. Перетащить часть транзита обратно в Латвию — чудовищная работа, на которую ваше правительство вряд ли способно, потому что смысл его существования — разжигание страха и ненависти перед Россией, единственным источником денег для страны.

Свежий пример — истерика, развернутая в Латвии по поводу согласованного пролета российских военных самолетов над вашей территорией.

Путь в евро-посудомойки

 

— Можем ли мы стать тем пунктом, где российский товар будут красиво паковать и ставить штампик «Сделано в ЕС», что облегчит его продвижение по Европе?

— А почему нет? Пограничное состояние между Россией и ЕС таит в себе неисчислимое множество выгод, но надо понимать, что граница России с ЕС довольно длинная, а чтобы воспользоваться этими преимуществами, надо отказаться от идеи разжигания страха и ненависти по отношению к России.

Ведь штамп «Сделано в ЕС» можно поставить в Болгарии, Польше, Чехии, Словакии, на Мальте, Кипре, в Греции…

Простая вещь — в Питере было очень модно играть свадьбы в Таллине: садимся в поезд, два дня куролесим в Таллине и возвращаемся. Для эстонцев это был реальный заработок, который кончился после истории с «Бронзовым солдатом».

Все зависит от того, чего вы хотите. Если Латвия хочет стать обособленной территорией, которая будет говорить на своем языке, думать свои мысли — такой большой хутор, — тогда нужно проводить политику разжигания страха и ненависти к России. Строить стену, которая поможет сохранить национальную идентичность.

Русских переварят за два поколения, а дети, которым сейчас пять лет, будут верить, что в России живут люди с песьими головами.

Но тогда здесь не будет никакой работы. Здесь будет аккуратно подстриженный газон, и люди, которые будут тут рождаться, чтобы уехать в Европу посудомойкой, жесточайше конкурируя с другими приезжими посудомойками — из Молдавии, Румынии, Польши… А там их много.

Ну а оставшаяся полупустой территория будет очень привлекательна для всех видов криминального бизнеса, который не нуждается в легальном заработке, а нуждается в гнездышке, где можно передохнуть и посидеть. И этот процесс уже имеет место.

— И где же гнездится криминальный и нелегальный бизнес?

— По всей Прибалтике, особенно в Латвии, где любят давать прибежище людям с Северного Кавказа, которые говорят, что не любят Россию. Там были люди, которые и вправду попали в машину репрессий, но были и просто преступники…

— Страшно-то как!

— Ничего страшного. Преступный мир никогда не гадит там, где он живет. У вас не будет уличной преступности. Более того, уличная шпана будет приводиться в чувство преступными элементами. Но не очень приятно знать, что, к примеру, вы живете в международном центре торговли человеческими органами или в центре дистрибуции героина.

Как нам зарабатывать

 

— Зачем же нас позвали в ЕС?

— Чтобы не отдать России. Это важно, пометить территорию. Все-таки два миллиона человек — это хоть какой-то рынок и спрос в условиях, когда ни у кого нет денег.

— А нельзя быть просто милой, тихой, пусть не очень богатой европейской страной?

— Вы уже являетесь милой европейской страной — все красиво, никто не скажет про латышей, что они хулиганы, один вопрос: как вы зарабатываете деньги? Милая страна Швейцария живет за счет того, что она финансовый центр, центр медицины и медицинского туризма плюс немножко часами торгуют. А у вас что?

— Мы тоже можем лечить, причем дешевле швейцарцев.

— Сверхкачественные медуслуги по цене неэластичны. Плюс цена проезда, рекламы и проживания. Зубы в Белоруссии лечить дешевле. Вы не будете лечить дешевле них…

В общем, выбирайте сами. Предпочитаете русофобию — перед вами вся Европа и должность посудомойки в любом трехзвездочном отеле. Хотите зарабатывать больше — это на российский рынок. Вы европейски организованные, у вас вполне европейский менеджмент, который высоко ценится в России…

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *