В октябре начинается набор участников уникальной программы Iespз jamв Misija («Возможная миссия»). Стартовать в ней могут все талантливые и амбициозные студенты последних курсов и выпускники высших учебных заведений. Участники проекта работают учителями по своей специальности в школах по всей Латвии. Параллельно преподаванию участники «Возможной миссии» два года продолжают осваивать навыки в педагогике и организацию и управление людьми.
Что это дает школьникам?
Благодаря тому, что в школу приходит профессионал и сильная личность, а также тому, что разрыв в возрасте между учителем и учеником минимален, обучение становится более интересным. Школьники чувствуют, что их понимают, исчезают зажимы, появляется дополнительный стимул к получению знаний.
Что это дает участникам программы?
Работа в одной из труднейших в мире профессий дает бесценный опыт общения в непростом коллективе, учит решению проблем. После полученного багажа знаний любое дело становится по плечу. Участники программы получают зарплату в школе и стипендию в 150 Ls.
Программу уже пятый год подряд поддерживают Swedbank и крупнейшие работодатели Латвии.
Дополнительная информация об участии в программе «Возможная миссия» — на сайте www.iespejamamisija.lv .
59 новых учителей
За четыре года программа «Возможная миссия» отправила в школы Латвии 59 новых учителей. Результат на первый взгляд незначительный…
Но много не всегда хорошо. И обучение детей можно доверить не каждому, а лучшим из лучших. Кроме того, задача «Возможной миссии» — подготовить не только учителя, но и лидера коллектива, способного увлечь за собой.
Отбор в «Возможной миссии» колоссальный. Несколько лет назад его выдержал и бакалавр Латвийского университета Павел Назаров. Сегодня он третий год работает учителем физики в русской средней школе имени Оствальда. И отвечает на вопросы корреспондента «Субботы».
От теории к практике
— Павел, расскажи о том, как ты попал в «Возможную миссию».
— Отец прочитал в одной из газет, что есть программа «Возможная миссия», по которой набирают учителей. Всем участникам предоставляется стипендия и гарантируется дальнейшее обучение, которое пригодится в жизни.
Я заполнил анкету, подал ее, прошел четыре стадии отбора и в результате попал в «Миссию».
К этому времени я оканчивал физмат и успел поработать по специальности в различных фирмах. Но, наверное, у меня всегда были задатки к тому, чтобы делиться знаниями с живыми людьми…
Во всяком случае, многие сложные вещи одноклассники, а затем и однокурсники часто усваивали не со слов преподавателей, а когда эти вещи растолковывал я. Мне это всегда было несложно.
— Название «Возможная миссия» вполне могла иметь и тоталитарная секта. Что это за программа?
— Программа направлена на то, чтобы изменить отношение людей к образованию и поднять уровень обучения в Латвии.
Как одно из предлагаемых решений — готовить и отправлять в школы молодых специалистов. Профессионалов в своей сфере, но без педагогического образования.
Претендентов, прошедших жесткий отбор, летом ждет интенсивное обучение. В течение пяти недель в специальном лагере идет освоение педагогических и психологических навыков работы в школе. Очень важный предмет — лидерство.
После этого уже осенью вы идете работать в школе и параллельно продолжаете обучение в «Миссии», за что вам и платят стипендию.
В результате каждый участник «Миссии» не только развивается как личность, но и привносит новое дыхание в школу, в которой сейчас не хватает молодых учителей.
Глоток свежего воздуха
— Ты все время думал о выполнении условий договора или тебя это действительно увлекло?
— Для меня это было как глоток свежего воздуха.
До «Миссии» я занимался физикой как наукой. Мне это нравилось, но кругозор заметно сужался.
Мне всегда нравилось учиться и узнавать что-нибудь новое. А обучение в этой программе происходит на очень высоком уровне.
Я получил массу навыков для правильного общения в коллективе и знаю, что это пригодится мне и в школе, если я решу там остаться, и в бизнесе, и в повседневной жизни.
— Как тебя приняли в школе?
— Я работаю в русской средней школе им. Оствальда в Иманте. Преподаю физику в 8-12-х классах.
Здесь прекрасный коллектив, все это время я не чувствовал никакого высокомерия по отношению к себе (мол, какой я педагог?), на первых порах как могли помогали.
Учителя со стажем ходили ко мне на уроки и смотрели, что я делаю не так. Давали советы.
А дети… Не хочу сглазить. Я действительно слышал от некоторых коллег по «Миссии», что у них были конфликты, но у меня пока обходилось.
Все это вопрос отношений. Я никогда не пытался разделять школьников и себя. Между учеником и учителем есть грань, но это все-таки не пропасть.
В своем возрасте я намного ближе к ним. Мы из одного поколения, но я уже чего-то достиг. У меня больше опыта, я им делюсь, и ребята мне доверяют.
Понять и мотивировать!
— Есть разница в том, как физику преподавали тебе и как это делаешь ты?
— Когда я учился, физика очень часто сводилась к решению задач. Подставил формулу и все решил механически. В результате понимание физических процессов как таковых, мягко говоря, хромало.
У меня обратный подход. Я больше стараюсь работать на понимание физических процессов. Стараюсь проводить как можно больше опытов.
Физика нелегкий предмет, но, по идее, легких предметов вообще нет. Но со всем можно справиться. Главное — показать ученику, что он все сможет.
Есть много ребят, которые буквально забиты школой и именно в школе перестают верить в себя. Это дико, но это так! Моя задача — не допустить этого.
У меня были ученики, которым я год-два не столько преподавал физику, сколько помогал поверить в себя. Физика шла параллельно. Зато когда барьер ломался, все наверстывалось.
Главная задача «Миссии» и состоит в том, чтобы найти к каждому человеку индивидуальный подход и помочь ему раскрыться. «Миссия» уверена, что каждый может достичь на своем месте потрясающих результатов.
— Работа в школе для молодого человека — это серьезный вызов. Что тебе помогает?
— Я вижу конкретных людей, которым помог. Такое возможно не в каждой профессии.
У меня есть выпускник, который честно признался мне, что именно я мотивировал его пойти дальше учиться туда, куда он хочет, а не туда, куда диктует мода. И он сейчас счастлив.
У учителя есть возможность поменять что-то в самой школе. Когда у меня было больше времени, я в своей школе вел кружок радиоэлектроники. Один парень из «Миссии» организовал в сельской школе кружок скалолазания.
Причем к тому, чтобы поставить горную стенку в школе, он привлек деньги муниципалитета. Кружок действует, его участники постоянно ездят в горы.
Очень приятно ощущать, что у ребят что-то меняется в жизни. Они начинают чем-то заниматься, увлекаются всерьез и надолго.
Повторю, что есть дети, которые каким-то образом забиты в школе, и я знаю, что у меня есть возможность изменить их жизнь, помочь им поверить в себя. Очень важно иметь работу, которая каждый день приносит моральное удовлетворение.
Это, конечно, огромный вызов, труд.
Может быть, если пойти работать банкиром, можно получать зарплату в несколько раз больше, но деньги не самая важная вещь. Я уже это понял.
Главное — ощущение полезности, оно мотивирует жить.
Закалка и тренировка
— По контракту участник «Миссии» должен два года проработать в школе. Они у тебя уже прошли. Насколько долго ты решил остаться в образовании?
— Я остался работать в школе, но сейчас немного снизил нагрузку. У меня очень ответственный период: пишу докторскую в Латвийском университете плюс еще там работаю.
Хотел бы остаться в школе еще на несколько лет. Мне кажется, что за это время я как раз выйду на очень хороший уровень, который позволит не только давать знания детям, но и помогать другим учителям.
— Ты знаешь, как сложилось у твоих коллег по «Миссии»?
— На данный момент программу закончили 25 человек. Половина остались в школе, один из наших уже директор.
Некоторые занимаются частным предпринимательством, но при этом тоже связаны с образованием — снимают обучающие ролики.
После такого сильного толчка действительно начинают волновать проблемы образования. Ты очень сильно втягиваешься в эту среду и видишь, где можешь приложить силы.
«Миссия» работает не для того, чтобы выполнить единственную задачу — наводнить школу молодыми учителями. Задача — подготовить молодых людей, которые будут способны решать проблемы самого широкого спектра.
— Твои советы людям, которые захотят испытать себя в «Миссии»?
— В октябре начинается прием заявлений. Чем раньше претендент на место подаст заявление, тем лучше. Здесь достаточно большой конкурс, и я знаю, что уже половина кандидатов отсеиваются на анкетировании, которое в данном случае не просто имя, фамилия, пол, возраст, а намного серьезнее.
Причем это только первая, начальная стадия отбора. А всего их четыре. Вся информация — на сайте www.iespejamamisija.lv .
Это что касается технической стороны дела. А главное — это верить в себя. И помнить, что время от времени надо бросать себе вызов. Потом, когда справишься с ним и преодолеешь все трудности, на душе становится удивительно хорошо, и ты уже на многие вещи начинаешь смотреть по-другому.
— Спасибо за беседу.
На участие в «Миссии» в 2008 году было получено 76, в 2009 году — 192, в 2010 году — 181, в 2011 году — 276 заявок.
По программе «Возможная миссия» пошли работать в школы в 2008 году — 12, в 2009 году — 14, в 2010 году — 12, в 2011 году — 21 человек.
Средний конкурс на участие в программе — 12 человек на место.
Сегодня 29 участников программы «Возможная миссия» работают в 26 школах по всей Латвии. Большая часть учебных заведений расположена за пределами Риги.
Каждый участник программы в течение двух лет в среднем работает с 200 школьниками.
Дадим Максиму шанс выжить! Следующая публикация:
Миссия Затлерса