28 сентября, когда этот номер «Субботы» уже попадет к читателю, в процесс формирования правительства включится президент Берзиньш. Может быть, тогда ситуация прояснится. Пока же партии занимаются в основном тем, что пугают потенциальных партнеров: «Не буду дружить с тобой, а буду дружить с другим мальчиком!»
Главная интрига очевидна: включат ли в правительство «Центр согласия»? Пикантность ситуации состоит в том, что нет НИ ЕДИНОЙ корректной причины отказать «ЦС» в праве занять министерские посты.
Мало собрали голосов на выборах? Нет, собрали больше всех. В латгальских городах собрали столько, что Лукашенко может обзавидоваться… Экономическая программа? Да у всех партий она примерно одинакова, а если что-то не совпадает, так можно подкорректировать. Связи с «олигархами»? А что, партии, воюющие с «олигархами», берут деньги из тумбочки? А кто их кладет в тумбочку? Те же самые или другие «олигархи». Признание оккупации? Уже сто раз в той или иной форме лидеры «ЦС» произнесли это страшное слово на букву «о».
И получается, что невозможно предъявить «Центру согласия» никаких внятных претензий, кроме… Кроме того, что в этой партии слишком много русских и голосуют за них в основном русские. Но озвучить такую неполиткорректную претензию может позволить себе только «Национальное объединение» во главе с Дзинтарсом. Да еще певица Ольга Раецка, пообещавшая эмигрировать в Австралию, если «ЦС» все-таки возьмут в правительство. А респектабельным дядям и тетям из «Единства» и ПРЗ так говорить неприлично, вот и приходится что-то изобретать, как-то выкручиваться.
Как говорили в советское время, всем человек хорош, только «пятый пункт» (графа национальности в паспорте) у него неправильный. Вот и у «ЦС» «пятый пункт» подкачал. Звучит неполиткорректно, зато правда.
Лидеров ПРЗ и «Единства» можно понять. Латышские партии, согласившиеся на сотрудничество с русскими, обычно вскоре выбывали из высшей политической лиги. Вспомним социал-демократов, заключивших в Рижской думе союз с тогда еще мощной «ЗаПЧЕЛ». Сколько сегодня собирают социал-демократы на выборах? Один процент — их потолок. Повторивший их путь Шлесерс тоже стал политическим аутсайдером… Ясно, что ни Затлерса, ни Домбровскиса, ни Аболтиню такая перспектива не радует.
Но кто в этом виноват? Только вы сами, уважаемые господа и дамы, и ваши идейные предшественники. Вы так зазомбировали латышей (далеко не всех, но значительную часть), что многие простые люди на полном серьезе думают: если сегодня русские войдут в правительство, то через пару лет начнутся депортации в Сибирь. Я не утрирую, это печальная истина. Против политика, решившегося на союз с русскими, обычно начинается кампания дискредитации в латышской среде. И через пару лет у него уже нет избирателей, разве что два-три процента…
Однако кто-то же должен решиться и сломать дурную традицию. Найдется ли такой человек среди латышских VIPов, который сыграет по-крупному, рискнет своим политическим будущем? Скоро мы об этом узнаем.
У латышских партий есть только один способ остановить наступление «Центра согласия». Им нужно перехватить инициативу у «ЦС». Самим выйти с конкретными инициативами по гражданству и языку и тем самым завоевать симпатии русских жителей Латвии. Что-то подобное, как мне кажется, пытался затеять Шлесерс, но как-то бессистемно, хаотично.
Конечно, для таких смелых креативных решений нужны политическая воля и стратегическое видение. И тем, и другим латышские умеренные партии небогаты. Значит, их ждет политическое умирание. Справа Дзинтарс будет кусок за куском откусывать их электорат, слева — «Центр согласия», в ряды которого потихоньку начали вливаться латышские чиновники (например, бывший министр здравоохранения Байба Розентале). Чиновник — он чует, за кем будущее.
Русский — не иностранный в Латвии
Интересная новость пришла из Великобритании. Центр книготорговли Waterstone запретил своим сотрудникам-иностранцам разговаривать на их родных языках в рабочее время (в перерывах можно). Латыши и поляки, работающие в компании, возмутились и обвинили руководство в нарушении прав человека. Профсоюз выступил в защиту работников.
Случай спорный. У каждой стороны своя правда. Два латыша, разгружающие, допустим, фуру с книгами и при этом говорящие друг с другом по-английски — это как-то нелепо, неестественно. С другой стороны, как психологически чувствует себя руководитель-англичанин, если работники в его присутствии говорят между собой на языках, которых он не понимает? Думаю, не очень комфортно.
Правота (пусть частичная) руководства компании основывается на одном важном моменте. Дело в том, что польский и латышский являются ИНОСТРАННЫМИ языками в Англии. Никто из администрации компании не обязан эти языки знать. Полный запрет на разговоры на родном языке в рабочее время — это, пожалуй, перегиб, но в целом все-таки логично, что подстраиваться должны иностранцы, а не наоборот.
Вот почему я так настаиваю на том, чтобы статус русского языка в Латвии был законодательно оформлен. Пока русский язык остается в Латвии иностранным, атаки против него не прекратятся. Не получилась лобовая атака — сбор подписей против русского образования, — значит, будут действовать тихой сапой: ужесточать штрафы, закрывать школы и детские сады и т. п. Этот внешне малозаметный процесс идет постоянно. И сопротивляться этому процессу крайне сложно, если у языка нет статуса, защищенного законом. Нет статуса — нет юридической опоры для сопротивления.
Русский язык здесь был всегда, он не является иностранным. Это очень важный аргумент. Националисты промывают мозги молодым латышам: мол, русский язык сюда привезли на танках в 1940 году. И многие верят! Из массового сознания упорно вымывается тот факт, что почти половина русскоязычных жителей Латвии являются выходцами из семей, которые здесь жили ВСЕГДА. По крайней мере, они здесь поселились настолько давно, что уже нет смысла спорить, в каком конкретно столетии это произошло.
Стань активистом своего дома!
Напоминаю читателям газеты, что общество «Родной язык» начало подготовку ко второму этапу сбора подписей за признание русского языка вторым государственным в Латвии. Мы решили сделать ставку на поддержку людей, общества.
Звоните по телефонам 22088157 и 26698104 и оставляйте свои координаты. Ближе к началу сбора подписей мы с вами свяжемся.
Будьте с нами! Следующая публикация:
Дадим Максиму шанс выжить!