Гастрольный график актера Ивара Калныньша расписан на год вперед: спектакли, антрепризы, киносъемки, фестивали… И все это за пределами родной Латвии.
В Риге у знаменитого актера сейчас только один театральный проект — комедия по пьесе Вуди Аллена «Секс, брак и развод по-американски», премьера которой состоится 22 и 23 сентября Доме Москвы.
С одной стороны, за державу обидно: замечательный актер (кстати, прекрасно поющий), красавец (63 года, а кто даст?), общепризнанный секс-символ (этот титул Ивар терпеть не может!) — и так мало востребован в Латвии.
С другой стороны, а что делать актеру на родине, где не снимается кино? Зарывать талант в землю? Раздавать злые интервью? Страдать комплексами от невостребованности? Все это не в характере Калныньша.
После развала Союза Ивар ушел не в песенную революцию и не в бизнес, а в свою любимую профессию. И стал актером — брендом Латвии за рубежом.
«Кино — мое государство!»
Ивар называет себя космополитом. Он одинаково комфортно чувствует себя и в Москве, и в Риге, и в Нью-Йорке.
На следующий день после нашего интервью актер улетел в кинофестиваль в Казань, оттуда — в Ереван на фестиваль детского кино, организованного Фондом Ролана Быкова. А еще его ждут на Дальнем Востоке на фестивале «Амурская осень», на съемках в Питере, Москве, на Украине…
— Ивар, вас часто обвиняют в космополитизме и чрезмерной лояльности к России?
— Я актер. А у людей искусства нет национальности. Театр и кино — вот мое государство. Я не собираюсь перерезать профессиональную пуповину с Россией. Неважно, какие гимны мы поем, — цвет клавиш на пианино от этого не меняется.
— Подождите, а как же национальное самосознание, самоопределение?
— Национальное самосознание — это хорошо. И в самоопределении много плюсов. Но когда между культурами происходит диффузия, она дает подпитку каждой из них. Замыкаясь в закрытом пространстве и варясь в собственном соку, любая культура обречена на умирание.
— Сказали бы вы об этом нашим политикам!
— Мне нет дела до политики. Я человек творческий.
— Однако на заре атмоды, когда все актеры рванули в депутаты, вас тоже каким-то ветром занесло в Сейм…
— И я сразу понял, что это не мое. Еще при заполнении анкеты. Дошел до пункта «Состояли ли вы в КГБ?» и решил пошутить: «Ребята, а что вы только про КГБ спрашиваете? А вдруг я из Моссада или из ЦРУ?» В ответ — строгий взгляд: «Пиши как надо, не юмори!» И меня сразу такая тоска охватила!
В рамках героя-любовника
Юмор у Ивара и в самом деле нестандартный, сродни английскому. Сколько журналистов на это попалось — не сосчитать. В результате в прессе не раз публиковались различные странности из жизни актера. Например, писали, что ради любимой женщины Ивар прополз по-пластунски по битому стеклу и что он в порыве ревности отрезает женам головы.
Вот и на пресс-конференции, посвященной спектаклю «Секс, брак и развод по-американски», Ивар без тени улыбки заявил, что они со Светланой Иванниковой заказали Вуди Аллену пьесу на основе фактов из собственной биографии. Правда, Аллен с них слишком дорого взял…
— К своему титулу секс-символа вы тоже относитесь с юмором?
— А как еще можно к этой глупости относиться? Поверьте, я ничего не символизирую. Особенно если дело касается секса. Я за участие в этом процессе, а не за символизм.
Все эти титулы, как и конкурсы красоты, — просто такие американские штучки. Ну как можно всерьез заявлять на весь мир, что это самый красивый мужчина планеты, а та — самая красивая женщина?! Это же бред!
— И все-таки внешность в судьбе актера играет огромную роль. Ваше амплуа долгие годы не выходило за рамки героя-любовника…
— Оно меня буквально преследовало! И в театре, и в кино, где после «Театра» я снялся в «Сильве» и «Зимней вишне». Но, слава богу, я смог сорвать эту этикетку, доказал и зрителям, и режиссерам, что способен не только разъезжать в карете. Сыграл более чем в 100 фильмах — мелодрамах, боевиках, детективах, комедиях…
— Многие актеры сейчас штурмуют Голливуд, в том числе и ваши российские коллеги. Не пробовали попытать удачи в Америке?
— Мне уже поздно. Был бы помоложе — непременно попытался бы. В Голливуде концентрируются кино и деньги. Как ни крути, а США сегодня главная кинодержава мира. Даже Россия со своим огромным рынком ей не альтернатива: там кино делается меньше, а подражаний больше.
— А что вы думаете о современном латвийском кино?
— В маленьких странах большое кино не развивается. Разве есть бельгийское кино или кино герцогства Люксембург? Кинопроцесс — это не только творчество, но и производство. Нужны огромные вложения, многомиллионная аудитория. Откуда все это в Латвии? Здесь можно разве что снимать малобюджетное кино, без павильонов и декораций.
Свой среди своих
Ивару повезло: в его киношной жизни декораций было в избытке. Костюмы всех стран и эпох, мундиры и смокинги, интриги в будуарах и поцелуи с красавицами, звон шпаг и хрустальных бокалов…
Одна из последних костюмированных киноролей Калныньша — в продолжении «Дворцовых переворотов» Светланы Дружининой.
— Расскажите, как вам работалось с Дружининой?
— Светлана замечательный режиссер, она снимает крепкое кино. Рабочее название фильма было «Два рыцаря, или Охота за принцессой». Прекрасная костюмная историческая картина! XVIII век, времена Анны Иоанновны, дворцовые интриги, перевороты… Очень много исторических лиц задействовано. Я играл Миниха.
Под впечатлением вернулся домой — перечитал кучу книг по истории, съездил в Рундале и был приятно удивлен: Рундальский замок великолепно отреставрирован, не уступает Петергофу!
— Вы столько лет снимаетесь в России, что уже наверняка постигли загадку русской души. Что вам в ней импонирует?
— Русский человек всегда… свободен, что ли? Власти возят его мордой об асфальт, вываливают в грязи, а с ним ничего не происходит: душа поет, и песня никогда не кончается!
Может быть, потому, что в моей душе тоже что-то постоянно поет, я так люблю своих российских друзей. Я там свой среди своих.
— А кто ваши друзья? С кем вы общаетесь, приезжая в Москву?
— Я очень дружил с ныне покойным Виталием Соломиным. Уважаю творчество Александра Ф. Скляра. Недавно с удовольствием выступал в Кремле на юбилее Алексея Булдакова. Пел ему: «Ты еще не стар, но уже не юн»…
Часто встречаюсь в Москве с коллегами по театральным проектам: Альбертом Филозовым, Еленой Кориковой, сестрами Арнтгольц.
Личная жизнь актёра
В первый раз Ивар Калныньш женился в 1971 году. С женой Илгой он прожил 20 лет и воспитал двух дочерей — Уну и Элину. Но в начале 90-х годов пара рассталась. Если исчезли чувства, к чему сохранять брак?
Вскоре Ивар женился второй раз. Его избранница — актриса Аурелия Анужите — была ровесницей старшей дочери Ивара. В семье родился сын Микус. Однако через несколько лет супруги развелись. Снова куда-то ушла любовь…
Третья жена актера, Лаура, юрист по образованию, моложе Ивара на 30 лет. В семье две дочки — Вивьен и Луиза.
А еще у Ивара два внука, в воспитание которых он не вмешивается, поскольку считает, что детей должны воспитывать родители.
Семейное счастье
Новый рижский спектакль «Секс, брак и развод по-американски» для Ивара Калныньша на самом деле не такой уж новый. Актер уже играл в латышской версии этой пьесы. А теперь исполняет ту же роль — Сэма Ригса, только на русском языке.
Действие происходит в высшем свете Нью-Йорка, где, как в доме Облонских, смешалось все: измены, любовные интриги, сексуальные домогательства, психоанализ…
— Как по-вашему, латвийскому зрителю будут интересны американские проблемы?
— Проблемы в спектакле вовсе не американские, а очень даже наши. Люди недовольны собой, стараются кому-то подражать, теряют себя… Материал благодарный и совсем не такой простой, как кажется на первый взгляд.
Так ведь и Вуди Аллен непрост! И юмор у него потрясающий: эротический, немного циничный. Наш зритель его прекрасно поймет. Особенно сейчас, в кризис, когда почти каждый житель Латвии, подражая американцам, стремится завести психоаналитика…
— И вы тоже?
— Нет, я в психоаналитике не нуждаюсь.
— И кризиса совсем не ощущаете?
— Я даже не понимаю, откуда он взялся. Может, на нем кто-то деньги зарабатывает?
— У вас есть ноу-хау от плохого настроения?
— Ходите по грибы, сейчас их много на Адажском полигоне. В природе кризиса не бывает. А главное — не смотрите телевизор и поменьше читайте о политике в газетах. Все равно ничего нового не узнаете, только настроение испортите.
— Опять вы шутите. Или лукавите.
— А разве я не прав? Зачем смотреть на ужасы и кровь, которая льется с экрана? По-моему, мир глупеет, как это ни прискорбно. Латвия тому наглядный пример. А значит, надо создать свой мир и поселиться в нем.
Я так и делаю — живу в творчестве. Наслаждаюсь семейным счастьем. Люблю делать что-то по дому. Недавно купил пылесос-робот, но он не пылесосит по углам, и мне приходится доделывать эту работу за него. Очень радуюсь тому, что у меня растут две дочки, — есть о ком заботиться.
— Как вы воспитываете своих девочек? Чему учите?
— Младшая, Вивьен, еще слишком маленькая, чтобы чему-то учиться, — ей и двух лет нет. А вот старшая, Луиза, в этом году пошла в третий класс. Она такая инициативная, что ее совершенно не надо учить и куда-то подталкивать. Все сама придумывает. Сначала занималась акробатикой, потом пришло новое увлечение — керамика. Я-то и слова такого не знаю, может, дважды в жизни его употреблял, а ей нравится глина! Потом увидела флейту — решила научиться играть. Начала рисовать — и сразу красками! Сейчас ходит в студию степа и бьет чечетку. А ведь это очень сложный танец, я лишь пару движений знаю.
Вот такая у меня Луиза: к чему ни притронется — все получается.
— Хотите, чтобы дети пошли по вашим стопам?
— Не уверен. Актерская профессия жестока, здесь очень многое от везения зависит.
— Сейчас молодежь уезжает из Латвии. Ваши дочки тоже уедут, когда вырастут?
— Я согласен дать им образование за границей, но… чтобы вернулись. Если серьезно, то сейчас в Латвии вся надежда на молодежь. Может, хоть она что-то изменит в нашей стране?
От Коровьева до Понтия Пилата
Сегодня Ивар Калныньш играет сразу в нескольких московских театральных проектах: «Мастер и Маргарита» по Булгакову, «Сказки Старого Арбата» по Арбузову, «Опасный поворот» по Пристли.
С этими антрепризными спектаклями труппа уже объездила весь мир. А уж о России и говорить не приходится: география гастролей — от Калининграда до Сибири.
— Какой спектакль для вас самый любимый и кого вы в нем играете?
— Пожалуй, «Мастер и Маргарита» в постановке Валерия Беляковича. В зависимости от ситуации состав актеров в этом спектакле меняется. Маргаритой уже побывали и Ольга Кабо, и Ольга Сумская, и Вера Сотникова, и Анна Самохина. Я тоже играю разные роли: иногда Коровьева, иногда — Понтия Пилата…
— И как вам в роли палача Христа?
— Ну, это сильно сказано. На самом деле Мессию убили свои! А мой персонаж просто присутствовал на процессе как представитель власти. Не вмешивался. Вот в чем его грех.
— Среди актеров существует поверье, что «Мастер и Маргарита» мистический спектакль, приносящий несчастья. Вы не суеверны?
— В мистику я не верю, хотя… Ушел из жизни Авилов, игравший Воланда, нет больше Самохиной… Но, думаю, Булгаков здесь ни при чем: так сложились обстоятельства. Грустно, что в последние годы стали уходить из жизни актеры, с которыми я много встречался и работал: Саша Абдулов, Олег Янковский. Актеры быстро сгорают: они люди тонкие, незащищенные.
— Не пришло ли время создать свой театральный проект?
— Нет-нет, бизнес не моя стезя! Я слишком люблю людей и не могу относиться к ним как к рабам. А значит, не гожусь в руководители.
5 мифов об Иваре Калныньше
Миф 1-й. Роль Тома Феннела в фильме «Театр» — первая роль Ивара Калныньша в кино.
На самом деле. Том Феннел в фильме «Театр» был десятой ролью Ивара! Он начал сниматься с 1-го курса и успел к тому времени сыграть в картинах «Илга-Иволга», «Право на прыжок», «Подарки по телефону» и др. Просто «Театр» выстрелил больше других — после этого фильма молодой актер Калныньш проснулся знаменитым.
Миф 2-й. В картину «Театр» Ивара Калныньша порекомендовала Вия Артмане.
На самом деле. Калныньш уже был утвержден на роль любовника стареющей примадонны, когда Вия Фрицевна рассказала режиссеру о своей находке. Просто выбор Стрейча и выбор Артмане счастливо совпали.
Миф 3-й. Своей славой в советском кино Ивар обязан партии и комсомолу, которые его продвигали.
На самом деле. Ивар никогда не состоял ни в партии, ни в комсомоле. Он даже пионером не был! Потому что этого не хотела мама. Ее родной брат был выслан в Воркуту на 20 лет. Когда дядя вернулся из тюрьмы, мать жестко заявила, что ее дети не будут щеголять с красным галстуком на шее.
Миф 4-й. Актер тщательно следит за своей внешностью, не вылезает из косметических салонов, ведет здоровый образ жизни. Отсюда и результат!
На самом деле. Своей внешностью Ивар обязан прекрасной генетике. Он никогда не сидел на диетах и не был фанатом здорового образа жизни. Наоборот, частенько, особенно в молодости, допускал разного рода излишества. Салонов красоты не посещает. Абсолютно не разбирается в косметике, пользуется той, которую покупает жена.
Миф 5-й. Ивар Калныньш коллекционирует автомобили.
На самом деле. Актер собирает музыкальные инструменты: всевозможные гитары, дудки, экзотические струнные; есть гармошка, мандолина (на ней Ивар научился играть еще школьником). Иногда, когда в дом приходят друзья, актер устраивает концерт: каждый гость играет на том, на чем хочет и умеет.
Помогите Алине начать ходить! Следующая публикация:
Они ищут новую семью