В этом году латышская пресса была на удивление доброжелательна и почти не злорадствовала.
О «Новой волне» начали писать очень заранее. Это было связано с двумя женщинами.
Во-первых, за неделю до «Новой волны» в Юрмалу прибыла Алла Пугачева. Сопровождавшая Максима Галкина на его сольный концерт. Естественно, примадонну стразу же стали спрашивать, ждать ли ее на песенном конкурсе, ведь в прошлом году ее там не было.
Во-вторых, за неделю до «Новой волны» министр культуры Сармите Элерте выступила с резкой отповедью этому конкурсу.
В интервью газете «Диена» министр заявила:
«Новая волна» и сама по себе, и суета вокруг нее символизирует постсоветское пространство, от которого мы хотели бы уйти навсегда. Выделение особого места в Юрмале для проведения такого скучного конкурса непонятно и неприемлемо!»
Интересно, что как и в прошлом году, «Новая волна» опять проходила перед парламентскими выборами. Поэтому неудивительно, что партия «ТуБ»/ДННЛ выступила против «Аллеи звезд» возле концертного зала «Дзинтари» и вызвала туда главного языкового контролера Антона Курситиса. Который уже заранее заявил о возможных нарушениях закона о языке. Однако, приехав, обнаружил, что надписи на табличках «Аллеи славы» сделаны на английском языке и зарегистрированы как торговые марки. Тут уже ничего не поделаешь. Скорее всего, националисты в следующем Сейме будут пытаться изменить закон.
Алла и другие
Удивительно, однако, что латышская пресса в целом не поддержала тему опасности «Новой волны» для латышского духа.
Желтые латышские издания писали о конкурсе как никогда много. Журнал Vakara Ziтas накануне даже выпустил специальное приложение, чего прежде не бывало. Но и другие не отставали.
В центре внимания, конечно же, была Алла Борисовна, в этом году в Юрмале вообще отличавшаяся большой активностью.
«Пугачева с Галкиным в Юрмале тратят 3000 латов в день», — сообщал Vakara Ziтas. Журнал Kas Jauns поместил фото пугачевско-галкинских апартаментов в юрмальской гостинице и рассказал о капризах примадонны, а Privвtв Dzоve сообщил, что Пугачева хочет ребенка от Галкина и вообще ее больше интересует обустройство в галкинском замке.
Ну и все латышские глянцевые журнальчики сообщали, во что одеваются звезды, где живут, чем их кормят. Правда, папарацци на этот раз ничего интересного не подглядели.
Конечно, внимание привлекали не только певцы, но и зрители. Но поскольку латышских журналистов не интересует ни председатель Счетной палаты РФ Степашин, ни управляющий делами президента РФ Кожин, то они сосредоточились на знакомых лицах — Харитонов, Лавент, миллионер Круминьш, различные предприниматели и Шлесерс с супругой.
Впрочем, президента Латвии, как известно, в Юрмале не было. Хотя и Вайра Вике-Фрейберга, и Валдис Затлерс в разное время общались с Аллой Борисовной.
Латыши следят
Серьезные латышские газеты сам конкурс не описывали. А лишь церемонии открытия и закрытия.
Газета Neatkarоgв целый разворот посвятила истории этого музыкального праздника, а «Диена» кроме того вспомнила и сопутствовавшие скандалы — правда, далеко не все.
Но в целом писали доброжелательно. И о миллионе гостей, приехавших в Юрмалу, и о восьми миллионах латов, которые каждый год в Юрмале остаются. Самое интересное: в этом году в латышской прессе не было ни одной карикатуры на «Новую волну»! По крайне мере, на момент написания этого обзора.
Даже Latvijas Avоze, рупор национал-радикалов, вполне корректно отразила открытие конкурса. Более того, газета опубликовала результаты опроса «Следите ли вы за конкурсом «Новая волна»?». Из пяти опрошенных латышей все смотрели конкурс по телевизору, хотя большинству нравятся известные певцы, а не молодые конкурсанты. Но все считают, что конкурс нужен.
«Новая волна» — ценное мероприятие для Латвии. Конечно, противников можно всюду найти, если хочешь. Честь и хвала Раймонду Паулсу. Его заслуги в организации этого мероприятия неоценимы».
Не обошлось, конечно, без традиционных «голосов читателей» из соответствующей рубрики в Latvijas Avоze, но их было на удивление мало.
Читательница Ария из Бабите считала, что возле зала в Дзинтари нужно сделать аллею и в честь лучших латвийских и зарубежных музыкантов, а не только в честь российских звезд, которые поют под фонограмму.
А читательница Гундега из Тукумса полагала, что конкурс «Новая волна» — это своего рода оккупация. «Теперь в Юрмале будет аллея звезд, я не возражаю, если после конкурса эти звезды они заберут с собой», — надеялась читательница Latvijas Avоze. Вот, пожалуй, и все.
Даже скандальная журналистка Элита Вейдемане из Neatkariga, в прошлом обвинявшая участников «Новой волны» в подрывной деятельности и сравнивавшая их с борщевиком, в этом году выступила достаточно скромно. Только лишь выразила надежду, что латышскость (latviskums) окажется сильнее русских песен.
История с туалетами
Можно сказать, что поскольку на конкурсе не было скандалов, то не было и их отражения в прессе. Заявления министра Элерте организаторы конкурса будто бы даже не заметили.
Поэтому желтая пресса привычно сосредоточилась на звездах, а серьезной остались только фоторепортажи с открытия и закрытия.
Единственным скандалом была история с туалетами в концертном зале «Дзинтари». Пресса сообщила о претензиях Игоря Крутого и к отхожим местами, и вообще к концертному залу, из-за чего подписание договора о проведении следующей «Новой волны» оказалось под угрозой.
Все газеты сообщили, как на следующий день в Юрмалу на осмотр концертного зала прибыл президент Берзиньш. Правда, в туалеты он не заходил.
Что писали в России
Российская пресса писала о конкурсе «Новая волна» в привычном стиле. Достаточно привести некоторые заголовки:
«Андрей Данилко прилюдно потрогал грудь Аллы Пугачевой»,
«Преснякова застукали за постыдным делом на «Новой волне»,
«Галкина с позором выгнали из дамской комнаты»,
«Роскошная грудь Ирины Дубцовой стала одним из важных событий Юрмалы»,
«Филипп Киркоров заснул прямо на репетиции Георгия Лепса»,
«Киркоров откровенно приставал к Ани Лорак»,
«Звезды жалуются на «нечеловеческие условия» в Юрмале»,
«Организаторы «Новой волны» жестоко издеваются и глумятся над артистами»…
И так далее.
Кстати о нечеловеческих условиях. Российская пресса сообщила об ужасном случае с А. Б. Пугачевой:
«Певица вместе со своим гражданским мужем Максимом Галкиным разместилась в номере люкс дорогого отеля Baltic Beach. Вечером певица уютно расположилась в удобном кресле с книгой. Неожиданно раздался грохот, и в нескольких сантиметрах от певицы обрушилась огромная часть потолка. Кусок бетона оказался прямо под ногами примадонны в номере за три тысячи долларов в сутки. Примадонна отнеслась к случившемуся с юмором».
Серьезные российские газеты тоже отметили «Новую волну». Но весьма критически и как-то политизированно.
Газета «Новые Известия» под заголовком «Марш согласных» сообщила: «В Юрмале российская эстрада теперь напоминает «Народный фронт». Имеется в виду организация, о создании которой объявил российский премьер Путин.
Газета «КоммерсантЪ» под заголовками «Волна миров» и «Музыка поп» писала: «В этом году открытие фестиваля напоминало просто какой-то феерический съезд делегаций союзных республик, в котором заметное участие приняли гости из Израиля — несомненно, шестнадцатой республики бывшего СССР в координатах устроителей.
На сцене с речами выступали послы, страны-участницы посылали на сцену целые музыкальные сборные, и казалось, что вот-вот — и Игорь Крутой с Раймондом Паулсом на правах хозяев форума спровоцируют что-то вроде Беловежской Пущи наоборот…»
А газета «Известия» сообщила: «Реконструировать «Дзинтари» для следующего мероприятия латыши отказались».
Это они еще не знали, что туда срочно приехал президент Берзиньш.
Числовой прикол Следующая публикация:
Анатолий Мукасей: «Папа научил Чаплина пить водку…»