Светлана Дружинина завершила работу над восьмым фильмом про свой любимый XVIII век в истории государства Российского и готовится приехать в Ригу.
27 июля Светлана Дружинина приедет в Ригу и будет гостем международного медиа-клуба «Формат A3». Творческая встреча состоится в 17 часов в конференц-зале отеля Tallink.
Приглашаются журналисты, деятели культуры, представители общественности, студенты.
Вход бесплатный, но обязательна регистрация по e-mail: format.a3.latvia@gmail.com . На этот же адрес электронной почты можно прислать вопрос российской гостье.
Режиссер кинопроекта об истории России едет в Ригу
Недавно Светлана Дружинина отметила свое 75-летие. На бесконечные вопросы о том, как ей удается столь эффектно, изысканно и молодо выглядеть, часто отвечает: «А как же десять лет балета?»
Еще до поступления на актерский факультет ВГИКа Светлана Сергеевна успела окончить хореографическое училище при Большом театре. Училась она на одном курсе с нашим Марисом Лиепой.
Любовь к музыке и балету помогла ей выпустить в свет блистательные музыкальные картины: «Дульсинея Тобосская», «Сватовство гусара», «Принцесса цирка», «Гардемарины, вперед!».
Последние семнадцать лет Дружинину как кинорежиссера занимает исключительно XVIII век в истории государства Российского. С 1994 года вместе с мужем — кинооператором Анатолием Мукасеем она работает над огромным кинопроектом — 25-серийной историко-приключенческой эпопеей «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII».
Идея создания этого фильма пришла к Светлане Сергеевне еще в процессе работы над знаменитыми «Гардемаринами».
Но если гардемарины были героями вымышленными, то главными героями «Дворцовых переворотов» стали лица исторические: императрицы, сменявшие друг друга на российском престоле в XVIII столетии после смерти Петра I.
В свой замысел за эти годы Дружинина всерьез и надолго вовлекла огромное число известных российских актеров: Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову и Инну Чурикову (Анна Иоанновна), Николая Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина (вице-канцлер Остерман).
«Лучше я вам станцую!»
О кинематографе Светлана Дружинина никогда не мечтала. Она мечтала танцевать. На киноплощадку ее привела беда — тяжелейшая травма ноги, которая не позволила ей продолжать заниматься балетом.
Она увлеклась телевидением — общалась с детишками, вела концерты. Тогда-то режиссер Самсон Самсонов, приступавший к съемкам фильма «За витриной универмага», увидев ее в роли ведущей какой-то праздничной передачи, озадачил своих ассистентов: «Разыщите!»
Разыскали. «Почитай нам что-нибудь», — попросил режиссер, присматриваясь к статной ясноглазой кандидатке на роль. «Ой, не умею. Лучше я вам станцую!» И выдала свой дипломный испанский танец.
По съемочной площадке ее героиня — продавщица посудного отдела универмага Соня Божко ходила «балетным шагом» до тех пор, пока кто-то из съемочной группы не огрел ее палкой по ногам: «Ходи нормально!»
Когда фильм вышел на экраны, девятнадцатилетняя Дружинина влюбила в себя всю страну.
А в двадцать пять она стала уже настоящей кинодивой! Блондинку с «голливудской внешностью» узнавали на улице, поклонники присылали ей мешки писем! Режиссеры предлагали все новые и новые роли.
Говорят, что современные дети, бегающие по коридорам Мосфильма и смотревшие знаменитую картину «Девчата», увидев Дружинину, радостно кричат ей вслед: «Анфиска, привет!»
В 90-е Светлана Сергеевна даже подумывала снять продолжение этого фильма, но по каким-то причинам от идеи этой отказалась.
А в режиссуру Дружинина пошла втайне от всех своих родных и близких. Никому ничего не сказав, она вновь поступила в родной ВГИК и по окончании режиссерского факультета с легкостью оставила успешную актерскую карьеру.
«Я и раб, и властелин»
— Я считаю себя коренной москвичкой — родилась в Марьиной Роще, — рассказывает Светлана Сергеевна. — Мой отец, шофер, погиб под Смоленском, мама работала воспитательницей детского сада.
Жили мы в коммуналке, возле нашего дома были три кладбища, на них мы и играли в казаки-разбойники. Чтобы мы не завшивели, нас брили наголо — и носились мы, абсолютно лысые мальчишки и девчонки, стаями по этим кладбищам.
После третьего класса я случайно увидела объявление о наборе в цирковое училище, подговорила свою компанию, и отправились мы поступать. Поскольку была я девочка-каучук, меня приняли сразу. Проучилась год. Мама испугалась, что я останусь без образования, и забрала меня из училища. Перевелась в хореографическое при Большом театре…
Последние три года учебы мы с Марисом Лиепой и Наташей Касаткиной танцевали в операх дивертисменты.
— Светлана Сергеевна, а почему на взлете актерской карьеры вы все-таки решили уйти в режиссуру? Вас перестали приглашать на роли?
— Да нет, приглашали. О некоторых несостоявшихся до сих пор жалею. Михалков звал в «Неоконченную пьесу для механического пианино» на роль, которую потом Антонина Шуранова сыграла.
Просто в годы своей актерской популярности я оказалась в черных списках: родители моего мужа — кинооператора Анатолия Мукасея работали в разведке. И после замужества меня автоматически перестали включать в зарубежные делегации, опасались на роли приглашать: мое присутствие в картине могло сделать ее «невыездной».
А еще я всегда хотела иметь дом и чтобы в нем блинами и капустой квашеной пахло, чтобы дети и родственники знали: здесь они всегда найдут приют и тепло.
Актерский труд этого не позволил бы…
Но что кривить душой, я почти в каждом собственном фильме себе, любимой, роль присматривала! В первых «Гардемаринах» уж совсем было решила, что напомню о себе ролью Анны Бестужевой. Костюмы и парики на меня сшили.
Приезжаем мы на объект, где героиню казнить должны. А я люблю в глазок камеры посмотреть, по съемочной площадке побегать, чтобы обжить ее.
И вот представила себе, как меня в парчовом платье гвардейцы будут в карету запихивать, как потекут ресницы наклеенные, а я при этом с умным видом стану еще и распоряжаться, руководить! Вокруг, разумеется, толпа ротозеев… И решила больше «на подиум» не возвращаться. Тем более что режиссура мне гораздо интереснее, чем актерство: это мое. Я и раб, и властелин этой профессии.
Новогоднее кино
— Почему вы снимаете только телевизионные картины?
— Это сегодня все каналы укомплектованы «мылом», а более десяти лет назад телевидение испытывало голод по фильмам подобного рода и часто просто заказывало мне такие картины для новогодних программ — с 25 по 15 января. А я как раз работаю в жанре, подходящем для новогодних каникул.
При всем моем уважении к фильмам, подобным, например, «Маленькой Вере», густо замешенным на реалиях, я никогда не смогла бы сделать похожую картину: такой беспросветностью, такой безнадегой веет с экрана.
Мое кино тоже густо замешено, но оно дает людям надежду, оставляет желание жить, творить, поддерживать друг друга.
Любовь — это не слова, а дела
Семейный и творческий союз Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея друзья в шутку окрестили «лед и пламень». Вместе они уже почти полсотни лет.
— Муж мне послан Богом. Познакомились мы, когда он учился на втором курсе операторского факультета, а я уже была восходящей кинозвездой, к тому же капитаном женской сборной ВГИКа по волейболу. Надеваю как-то в спортзале туфли, а к моим ногам подкатывает мяч. Поднимаю голову и вижу прекрасные добрые глаза.
Анатолий тоже был капитаном институтской сборной по волейболу. Долгое время нас так и звали — два капитана. С тех пор мы вместе. Между прочим, мы даже в любви друг другу не объяснялись. А впервые я сказала ему о своей любви на госэкзамене на режиссерском факультете ВГИКа. У нас тогда уже дети были.
Борис Андреевич Бабочкин дал мне задание объясниться в любви ко всему человечеству. Попыталась отвертеться: «Да я мужу своему ни разу в любви не объяснялась. Могу сейчас ему об этом сказать». — «Что, прилюдно? Ну, пожалуйста». Я и говорю: «Толя, я тебя люблю». А Толя встал, поклонился и сказал: «Я тебя тоже».
Вообще, любовь для меня — это не слова, а дела. У нас в семье никто не претендует на первенство, иначе мы не прожили бы вместе столько лет. Семья для меня, может быть, самое важное в жизни. А главными в семье стали наши внуки Данила и Максим.
— Верите в судьбу?
— Да. Есть библейская истина: ни один волос не упадет с твоей головы, на все воля Божья. И крест дается по силам.
Однажды я поняла, что если не научусь управлять собственным энергетическим запасом, то мне придется уйти из кинорежиссуры — эта профессия невероятно тяжела по психологическим и физическим нагрузкам.
Пытаюсь распределять силы: например, отдыхать на съемочной площадке, отключаться минут на сорок. Обедаю не позднее девяти часов вечера и, какая бы ни была погода, обязательно принимаю контрастный душ. И сегодня я могу то, чего не делают уже в моем возрасте: сесть на шпагат, в лотос — во мне пока еще живы те самые десять лет балета!
— С какими людьми режиссер Дружинина не стала бы работать?
— Не люблю тупых, ленивых и душевно сытых.
— Вы счастливы?
— Счастье ощущение неуловимое. Сегодня ты королева, а завтра у тебя ну ни-че-го не получается! Жизнь, в том числе и моя, далека от совершенства. Но я всегда и всего добивалась сама, никогда не зависела от обстоятельств. Поэтому несмотря ни на что считаю себя счастливой.
Светлана Дружинина во всем следует своему призыву «Не вешать нос, гардемарины!» — и в личной жизни, и в жестком мире кинобизнеса, где она остается всегда мастером своего дела, готовым железным голосом крикнуть: «Мотор!»
А как все это может так органично сочетаться в одной хрупкой женщине, остается ее секретом…
Латвия — Россия: разные истории
Фильмы Светланы Дружининой молодежь смотрит как приложение к учебнику истории. Конечно, это будет не та история, которую преподают латвийским школьникам. В нашей стране придерживаются совершенно иных взглядов на роль Петра Первого и Российской империи в истории Латвии.
Не случайно среди почетных гостей на одной из последних премьер был министр образования России Андрей Фурсенко.
Дружинина считает, что из всех ее фильмов можно будет сделать хороший телесериал, по которому можно учить школьников истории Российского государства.
— Да, я хотела бы, чтобы это все вышло потом, к 2013 году, к 300-летию Романовых. И мне хотелось бы сделать этот серьезный телесериал с комментариями, которые будут соответствовать тому периоду, когда он выйдет. Это будет большой сериал, который поможет очень многим мальчишкам и девчонкам, которые очень трудно воспринимают букву. А здесь все собрано визуально.
Когда я выступаю перед школьниками, то задаю вопрос: кому в этой аудитории 14 лет? Поднимается лес рук. Я говорю: встань, пожалуйста, скажи, что ты будешь делать, если тебе завтра дадут бразды правления огромным государством, которое называется Россия? Вот ты лично? Смех. Жвачки. Опять смех. Нет, серьезно? Вот тебе завтра дают бразды правления — и что? И тогда начинается пауза. И постепенно мальчишки, девчонки врубаются в эту систему взаимоотношений.
И я вот хочу постараться убедить нашего министра сделать этот сериал, потому что, как мне рассказывали (к сожалению, я этого не видела), Соединенные Штаты Америки такой сериал давным-давно имеют и сделали его. Причем практически почти благотворительный.
Да у них история короче — 200 лет, а у нас-то сколько… Да, они младенцы, они только сейчас начинают испытывать определенные проблемы. Ведь помните все «Хижину дяди Тома»? А сейчас у них Обама — чернокожий президент.
Поэтому я вам хочу сказать: все у них впереди, у них впереди еще большая-большая история. Вообще, нельзя накликивать на свою страну, на своих людей беду. Нельзя так много рассказывать, что рухнул небоскреб, потому что рано или поздно это состоится. Нельзя говорить в своей жизни, что мне не везет. Везет! Каждому из вас везет. Надо просто в это верить, знать и делать.
Никто не виноват в том, что вам везет или нет, кроме вас, и лично вас, каждого отдельно. У каждого есть шанс сделать себя лучше, выше и идти вперед. Надо только к этому шансу всегда быть готовым.
Отец и сын Домогаровы — кто завоюет принцессу?
В своем новом, восьмом по счету фильме из цикла «Дворцовые перевороты», который называется «Два рыцаря, или Охота за принцессой», Дружинина впервые сняла Александра Домогарова вместе с его сыном — 21-летним Сашей Домогаровым, который благодаря этому фильму дебютирует в кино.
По сюжету герои Домогарова-старшего и Домогарова-младшего как два рыцаря ведут борьбу за сердце принцессы.
Действие картины разворачивается в 1736 году, на шестом году правления Анны Иоанновны (Наталья Егорова). Для укрепления рода своих предков Милославских императрица завещает престол будущему сыну своей племянницы Анны Леопольдовны (дебютантка Снежана Полежаева).
Но такого во всемирной истории еще не было, чтобы наследником стал еще не существующий ребенок!
Тем временем императрица ради достойного военного союза с Австрией обручает на будущий брак Анну Леопольдовну и Антона Ульриха, принца Брауншвейгского. Мать будущего наследника не любит жениха, и этим пользуются Питер (Александр Домогаров-младший), отпрыск Бирона (Александр Лазарев-младший), и саксонский посланник Мориц (Александр Домогаров).
Премьера не за горами!
У самого Черного моря Следующая публикация:
Золотые пески «Субботы»