2 июля в Боольшой гильдии выступят всемирно известная певица Елена Образцова и восходящая звезда Игорь Ларин. Название концерта говорит само за себя — «Любви прекрасные мгновенья». Елена Образцова и Игорь Ларин исполнят классические русские романсы «Утро туманное», «Темно-вишневая шаль», «Однозвучно гремит колокольчик», «Очи черные», «Калитку», «Я встретил вас» и др.
О том, как родилась эта программа, о звездах старого и нового поколения, о своих педагогах и об испытаниях, выпавших на ее долю, рассказывает Елена Васильевна Образцова.
Девочка из Ленинграда
— Это был ад, — вспоминает примадонна. — Мамочка говорила, что хотела мне отдать свои 125 граммов хлеба, но понимала, что тогда умрет от голода и я умру тоже. Ели вареные ремни, варили какой-то гадкий студень…
Потом эвакуировались по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области. Папа пришел с войны только в 1946 году. Мы уехали в Таганрог. Затем — в Ростов. Через год — в Москву… Мы все время ездили, ездили, и ощущение дома было утеряно. А мне всегда очень хотелось иметь свою крепость.
Может быть, поэтому я теперь такая домашняя? Терпеть не могу приемы, рестораны, мне нравится быть дома, в тепле и уюте. Люблю что-нибудь почитать, поиграть с собачкой…
Комариный голосок
Голосок у Лены был тоненьким, комариным. Пела она все, что слышала вокруг, главным образом вальсы Штрауса. Часами сидела у репродуктора во время оперных передач.
— Наверное, я в папу. У отца был отличный баритон. Из командировки в Италию он привез много пластинок, по которым я знакомилась с голосами знаменитых певцов — Джильи, Карузо, — рассказывает Елена Образцова. — Но по-настоящему петь я научилась в детском хоре ленинградского Дворца пионеров. Его руководителем была Мария Федоровна Заринская. Она была первой, кто подарил мне веру в то, что я смогу стать певицей.
Характер непоседы
— Характер у меня был непоседливый, нетерпеливый, — говорит примадонна. — Мне все хотелось сделать поскорее, петь сразу большие арии, сложные романсы. К счастью, у меня были мудрые педагоги, которые сумели убедить, что без постижения азов вокала ничего не выйдет. Они разумно разведывали мои возможности, не торопились «расковырять бутончик».
Беда многих современных вокалистов сегодня, увы, состоит в том, что им не хватает мудрых наставников.
Душа Кармен
В первый же год работы Образцова исполнила восемь(!) партий, в том числе Амнерис в «Аиде» Дж. Верди — об этой роли сразу же заговорила вся театральная Москва.
Сегодня на перечисление всех титулов и званий певицы уйдет целая газетная полоса. Ей рукоплескала публика Москвы и Петербурга, Парижа и Версаля, Лондона и Нью-Йорка, Милана и Барселоны… Она поет в «Ла Скала», Метрополитен-опере, Ковент-Гардене, Гранд-опера. А многие роли Образцовой стали классикой современной оперной сцены. Потому что каждую из них певица не поет, а проживает.
— Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия, — признается Елена Васильевна. — Когда я впервые выступила в ней, то перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. И когда в финальной сцене я падала от удара навахи Хозе, мне было безумно себя жаль: отчего это я, такая молодая, должна умирать?
Потом как в полусне до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. Они вернули меня к действительности.
«Не надо ругать молодежь!»
— Елена Васильевна, как вас занесло в эту чуждую для вас среду?
— Ну почему же чуждую? Я очень много работаю с молодежью. Более десяти лет провожу конкурсы для юных дарований в Москве и Петербурге.
Тимати, кстати, человек глубокий. Иностранных языков много знает. Умница! Мне с ним было интересно. Хотя когда катались на Lamborghini, думала, поседею.
— Как вы оцениваете новое поколение певцов?
— Так же, как и старое. (Смеется.) Бездарности и таланты были во все времена. Просто сейчас дурновкусие очевиднее. Но это еще не повод ругать всю молодежь: сегодня много замечательных певцов. Есть просто уникальные молодые люди…
К таким уникальным молодым людям, безусловно, относится тенор Игорь Ларин, с которым Елена Образцова выступит в Риге.
Путь к сцене у этого музыканта получился непростым. Окончив консерваторию, Игорь поначалу пожертвовал музыкальной карьерой ради бизнеса. Однако вскоре понял, что без музыки не сможет жить, и вернулся на сцену, продав успешный бизнес. Сегодня Игорь Ларин занимается двумя на первый взгляд несовместимыми вещами — пением и бизнесом. А с Еленой Образцовой его связывают творчество и трепетная дружба.
«Я ничего не скрываю!»
Самые откровенные ответы примадонны
— Правда ли, что голос зависит от состояния души?
— Да, конечно. Я очень плохо пела, когда разводилась с первым мужем (Вячеслав Макаров был известным физиком. — Прим. ред.). Несмотря на то, что я уже любила Альгиса (Альгис Жюрайтис — известный дирижер, второй супруг Образцовой. — Прим. ред.) , для меня было большой трагедией уйти из семьи.
Конечно, самый ужасающий момент был, когда умер Альгис… Но горе приносит мудрость. Ценности становятся другими. Музыка по-другому звучит. Теперь я пою совершенно иначе.
— Как думаете, за что вам были посланы эти страдания?
— Страдания — это испытания, которые посылает нам Господь. Например, в моей жизни был один очень тяжелый год, когда у меня сначала обокрали дачу, затем угнали машину, потом я узнала, что смертельно заболел мой муж, после чего я сломала руку и в довершение всего муж умер…
Эту проверку я прошла на пятерку. Все стерпела. Только когда обокрали квартиру, немного пороптала. Воры могли бы мне оставить на зиму хотя бы одну теплую вещь.
— Вы оперная примадонна…
— Это не ко мне. Мой папа говорил: «Никогда не будь примадонной, они все дуры». На протяжении многих лет работая с примадоннами, я поняла, что он прав. Если человек состоялся как личность, ему не надо ничего из себя изображать.
— Монтсеррат Кабалье однажды встала перед вами на колени…
— Но сначала я перед ней. В Барселоне был фестиваль. Я впервые услышала Монтсеррат Кабалье живьем и была совершенно потрясена. Пришла в ее гримерку после спектакля, встала перед ней на колени.
Я сказала Монтсеррат, что хочу подарить ей свою норковую горжетку. «Что ты, Елена, эта твоя горжетка мне только на шляпку». Она женщина с юмором, очень ее люблю.
— Ваша дочь брала у Кабалье уроки пения. Вы не ревновали, что она учится мастерству не у вас?
— Нет, я достаточно умная. Когда Лена поехала в Испанию, я была только счастлива, что Монтсеррат захотела с ней заниматься.
— Исполняя роль старухи Графини в Большом театре, о старости не задумываетесь?
— Все, что можно делать для того, чтобы оставаться молодой, я делаю. Худею. Слежу, чтобы лицо было без морщин. Для этого у меня есть доктор Пухов в Челябинске. Просто гениальный врач. Многих звезд омолаживает.
Кто-то держит в тайне, что делал пластику, говорит, что помолодел благодаря маскам из сметаны. По-моему, это от глупости. Я ничего не скрываю!
Восточные поправки Следующая публикация:
Прощание с Затлерсом