Зачем нам, ребята, чужая земля?

• 25.05.2011 • Ваши праваКомментариев (0)652

В Риге свыше 1180 домов, расположенных на хозяйской земле. В них живут более 70-80 тысяч жильцов, в том числе и владельцев приватизированных квартир.Получается цирковая пирамида: собственность жильцов стоит… на чужой собственности! Вот такая абсурдная эквилибристика. Больше всего страдают жители Риги и Юрмалы, где самая высокая кадастровая стоимость земельных участков. Плата за аренду земли с одной квартиры здесь порой зашкаливает за 1000 латов в год!

Правительство Латвии в очередной раз бросило людей на произвол судьбы, заставив их до конца жизни платить непосильную аренду за землю ее хозяину.

Явление латифундиста


 

…Пятиэтажная хрущевка на ул. Иерикю, 39, жилье далеко не элитарное, а его жильцы, мягко говоря, люди небогатые. Среди них немало пенсионеров-старожилов, которые живут в этом доме более 40 лет.

В конце 90-х большинство обитателей этой пятиэтажки, поддавшись новомодному веянию, приватизировало свои квартиры и стали гордо именоваться собственниками крохотных двушек и трешек. Полагая, что бумажка с печатями превратит их дом в крепость.

Эти наивные надежды рухнули нынешней весной, когда на землю под домом объявился хозяин. Внезапно, из ниоткуда, как чертик из табакерки. Вел себя по-хамски, толком не представился. Зато в императивном тоне заявил: «Земля моя! Машины с моей земли убрать! Платить за землю вы обязаны мне!» Спасибо хоть барином себя величать не велел.

«Где же твоя земля, милок?» — полюбопытствовали пенсионеры. «А вон тут, и здесь, и там…» — гордо заявил латифундист, указывая на участки необъятной величины, в несколько раз превышающие площадь под домом.

Приунывшие собственники квартир молча разошлись по квартирам. Пить корвалол.

Кто кому должен?


 

Спустя неделю хозяин земли объявился вновь — для того чтобы разбросать по почтовым ящикам жильцов листовки, исполненные в лучших традициях революционного подполья.

Воззвание начиналось патетически: «Внимание, жильцы! Эти законы относятся к вам!» Далее шел перечень статей Земельной реформы городов ЛР, суть которых сводилась к тому, что отныне жильцы обязаны платить хозяину земли шесть процентов кадастровой стоимости.

В каждой строчке прокламации — слово «должны». «Должны платить», «должны соблюдать», «должны выполнять»… Вот что значит жесткая хозяйская хватка!

Любопытно, что из всевозможных нормативов были выбраны только те пункты, в которых излагались обязанности жильцов, живущих на арендованной земле. Но нигде не говорилось об обязанностях ее хозяина! Который тоже много чего должен. Например, убирать и благоустраивать землю, за которую он так жаждет денег.

К слову, на момент разбрасывания листовок на территорию вокруг дома на ул. Иерикю было больно смотреть: настоящая мусорная свалка, из-под которой травы не видно! Банки, бутылки, газеты, фантики, целлофановые кульки, гонимые ветром… Состояние участка было настолько чудовищным, что муниципальная полиция даже составила протокол за несоблюдение порядка.

Так какой же ты хозяин после этого? За что тебе платить? За бардак во дворе?

Контрольный выстрел


 

История жильцов дома на ул. Иерикю, увы, типична. Новые латифундисты предпочитают только получать, а не отдавать. Большинство их, собирая ежемесячно тысячи латов с жильцов многоэтажек, ни сантима не вкладывают в благоустройство земли вокруг домов.

И понятно, что никого из новоиспеченных землевладельцев не волнует тот факт, что для обнищавших жителей Латвии, с трудом справляющихся с коммунальными платежами, новый побор равносилен контрольному выстрелу в голову.

Призывать таких людей к совести без толку. Какого сострадания можно ждать от хозяина, у которого в глазах вместо зрачков доллары, как у дядюшки Скруджа?

Непонятно другое: почему государство открестилось от этой проблемы? И как вообще могла возникнуть абсурдная ситуация, когда собственникам приватизированной квартиры принадлежат в ней только стены?

 


Игра в приватизацию


 

Вся эта печальная история родом из 90-х. Тогда опьяненная независимостью Латвия в приступе эйфории денационализировала тысячи домов и земельных участков, вернув их законным владельцам и их наследникам.

О последствиях этого щедрого жеста не подумал никто. Более того, государство затеяло с народом азартную игру под названием «приватизация жилья».

Люди бросились оформлять в собственность квартиры, не подозревая о том, что в этом деле существует одна крохотная, но очень важная деталь: приватизировать квартиру нужно вместе с землей под домом!

А когда народ разобрался, что к чему, было поздно: жильцы домов, стоящих на хозяйской земле, уже превратились в крепостных, зависимых от любого каприза латифундиста.

«Потолок» рухнул


 

До нынешнего года государство еще как-то защищало жильцов многоквартирных домов. Закон о приватизации предусматривал, что хозяева земли не могут завышать арендную плату более чем на 25 процентов в год. Но недавно Конституционный суд снял эти «потолки» — дабы не ущемлять святые права земельных собственников.

Хозяева земли радостно потерли руки, и фантазия латифундистов понеслась вскачь. Благо кадастровая стоимость земли в «жирные годы» заметно подросла и земельные наделы стали воистину золотыми.

Вот реальная ситуация: семья из пяти человек (с доходом на каждого — чуть больше 100 латов в месяц), живет в Юрмале в приватизированной квартире. Ежемесячно владелец земли под домом требует с семьи 97,30 лата. То есть 1167,65 лата в год!

Таких денег у людей нет. Задолженность растет. Продать квартиру невозможно: ее никто не купит, поскольку не захочет платить всю жизнь владельцу земли. А на то, чтобы выкупить землю у владельца, у собственников квартир нет средств… Замкнутый круг!

Если ваш дом стоит на хозяйской земле


 

Наш консультант — директор департамента жилья и среды Рижской думы Анатолий Алексеенко.

— Сколько по закону должны платить жители, если их дом стоит на хозяйской земле?

— Собственно арендная плата составляет на сегодняшний день шесть процентов кадастровой стоимости земли. Плюс к этому необходимо заплатить налог — еще 1,5 процента. Итого — 7,5 процента.

Если квартира приватизирована вместе с землей, то ситуация совсем иная: единственный побор с жителей — это 1,5 процента в виде налога.

— Кто собирает с жильцов арендную плату за землю?

— Домоуправление. Управляющий домом как лицо, уполномоченное сообществом квартировладельцев, должен заключить договор с хозяином земли и собирать арендную плату. Сам хозяин земли ходить по квартирам и требовать денег права не имеет. Это вам не оброк и не барщина.

— Имеет ли право хозяин потребовать оплату задним числом за все годы владения землей, при условии, что ранее аренда за землю ему не выплачивалась?

— К сожалению, да. Если земля 10 лет находится в собственности хозяина, он вправе взыскать с жителей аренду за все эти годы.

— Могут ли жильцы дома провести переговоры с хозяином земли и выставить ему свои условия — реальные, исходя из своих доходов и экономического положения в стране?

— В принципе, такое возможно. Для этого необходимо провести общее собрание, собрать 51 процент голосов жителей дома и выбрать представителя, который сядет с хозяином за стол переговоров.

Правда, чем увенчаются переговоры, уже другой вопрос. Если хозяин мыслит здраво, он может пойти на условия жителей и снизить планку арендной платы: лучше взимать ежемесячно не слишком большую сумму, чем требовать от нищих жильцов заоблачных платежей и в результате не получать ничего, кроме долгов.

Но если хозяин все же не пойдет на условия жильцов дома, то жители обязаны будут платить те самые шесть процентов кадастровой стоимости земли. Поскольку закон, увы, на стороне землевладельца.

— Может ли нерадивый хозяин лишиться своей земли, если не будет ее убирать и приводить в порядок?

— Если хозяйский участок земли не убирается систематически и портит вид города, то жители могут обратиться в самоуправление и попросить нанять управляющего на дом с землей. Затем последует суд, и по его решению может произойти отчуждение земли.

За разумную прибыль


 

Сегодня никто не может с позиции силы заставить владельца земли снизить арендную плату. Для этого необходимо поменять Закон об аренде, введя в него такой термин, как «разумная прибыль». (Чтобы «неразумную» арендную плату можно было оспорить в суде!) Или снизить кадастровую стоимость на землю, которая сейчас зашкаливает за все разумные пределы.

Еще один выход из ситуации: сделать налог на недвижимость самоуправленческим налогом. То есть дать самоуправлениям право варьировать ставку и ее пределы. Например, давать скидку на непосильные платежи.

Сейчас готовится альтернативный закон, который к 1 сентября уже может поступить в Сейм. Но будет ли он принят, еще вопрос. Ведь в Сейме сидит немало землевладельцев, которые сами себе не враги.

К тому же давайте вспомним: когда наше государство грудью бросалось на защиту интересов своих жителей? Не припоминается? То-то и оно…

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *