Паул Тимротс — об экстремальных увлечениях, безопасной езде и двухколесных путешествиях по миру
Вот уже почти 20 лет автоэксперт Паул Тимротс занимается, казалось бы, несовместимыми вещами — рассказывает о безопасности дорожного движения и участвует в соревнованиях по мото- и супермотокроссу. Однако он уверен, что одно дело его жизни лишь помогает другому. Благодаря его начинаниям десятки тысяч взрослых и детей в Латвии получили ценную информацию о том, как остаться живым и невредимым на дороге.
Вот уже почти 20 лет автоэксперт Паул Тимротс занимается, казалось бы, несовместимыми вещами — рассказывает о безопасности дорожного движения и участвует в соревнованиях по мото- и супермотокроссу. Однако он уверен, что одно дело его жизни лишь помогает другому. Благодаря его начинаниям десятки тысяч взрослых и детей в Латвии получили ценную информацию о том, как остаться живым и невредимым на дороге.
В детстве Паул собирал марки и даже не думал о том, что станет самым авторитетным автоэкспертом в Латвии. Потом окончил университет по специальности «учитель латышской литературы». А потом Паул случайно попал на радио SWH, где ему предложили вести передачу Burbulis — о безопасности дорожного движения. В этом году программе исполнится 18 лет.
Так Паул попал в автомобильную тематику, которая стала его жизнью. Спустя некоторое время появилась ТВ-программа «Зебра», которую каждую неделю смотрят более 100 000 человек и которая является старейшей на телевидении после «Панорамы».
— Это ничего, что программе уже так много лет. Поколения-то меняются! Вы не забывайте, что каждый год 20 000 людей получают права. 20 000 мало что понимающих людей на дорогах!
Сегодня Паул снимает фильмы о безопасности дорожного движения, а еще в сотрудничестве со Swedbank ведет один очень важный социальный проект — Дорожную школу для детей.
— Для съемок программы «Зебра» мы часто бывали за границей и видели, как там учат детей правилам безопасного движения. У нас дети получают знания в основном только от родителей. В школах специальных уроков нет. В итоге дети зачастую подражают взрослым: переходят на красный свет, перебегают в неположенных местах. А учителя в школе в основном не автоводители, они не могут дать ребенку объективную информацию, — говорит Паул.
Этот социальный проект приносит мне радость: я осознаю, что даю детям знания, которые, возможно, помогут спасти их здоровье или даже жизнь в дальнейшем. В других странах такое обучение есть, и мне раньше всегда было обидно: почему наши дети этого лишены? |
Несколько лет назад Паул со своей командой придумал масштабный проект интерактивного обучения детей 3-4-х классов. Оставалось лишь найти финансирование, которое согласился выделить Swedbank. В результате Паул со своей командой ежегодно гостят в примерно 200 школах, где рассказывают детям о безопасности на дорогах.
— Самое важное то, что наши занятия проходят не просто в классе — они проходят на улице, с настоящей машиной и наглядной демонстрацией всех возможных ситуаций. После обучения мы оставляем все материалы, чтобы учителя могли и дальше напоминать и рассказывать детям основные вещи. В итоге частная инициатива делает то, что должно было бы обеспечивать государство. И даже в сложных экономических условиях этот проект сохранился, — говорит Паул.
Проект не просто сохранился — он расширился. Теперь подобное обучение проводится и в Литве, где проект Паула даже получил статус лучшего социального проекта года. Школы уже сами знают его и каждый год звонят с просьбой погостить у них снова.
— Этот социальный проект приносит мне радость: я осознаю, что даю детям знания, которые, возможно, помогут спасти их здоровье или даже жизнь в дальнейшем. В других странах такое обучение есть, и мне раньше всегда было обидно: почему наши дети этого лишены?
Самое интересное в процессе обучения для детей — конечно же, занятия с машиной.
— Например, мы предлагаем им взять столбики и поставить их там, где, на их взгляд, остановится машина на скорости 50 км в час после того, как водитель нажмет на тормоз. Обычно и дети, и учителя ставят столбики в трех метрах от начала тормозного пути. И с ужасом наблюдают, как машина, сбивая все их столбики, останавливается в 14 метрах от начала тормозного пути. Если кто-то не верит, сажаем его на пассажирское сиденье рядом с водителем, оборудованное педалью тормоза, и предлагаем нажать самому. Это всегда срабатывает и очень хорошо запоминается, — рассказывает Паул.
Цифры, которые приводит Паул, действительно шокируют. А ведь еще существует такое понятие, как реакция. После возникновения препятствия проходит как минимум секунда перед тем, как водитель среагирует. А это на скорости 50 км в час еще лишние 10 метров пути. Невольно начинаешь понимать, почему возле школ и во дворах стоят знаки, ограничивающие движение.
— За время, что мы проводим обучение, еще ни один ребенок не поставил столбики правильно. Зато после того как мы уезжаем, абсолютно все понимают, что перед едущей машиной нельзя выскакивать на дорогу, что она не может остановиться как вкопанная, — говорит Паул.
Паул считает, что такое обучение помогает и в дальнейшем, когда дети вырастают, уберечь их от многих неприятностей.
— У нас нет практики школьных автобусов, зачастую, особенно на селе, дети идут пешком в школы вдоль дорог. Потом, не образованные в вопросах безопасности, они подрастают, садятся на велосипеды и мопеды, видят, как ездят другие — пьяные, против полосы движения, без отражателей, — и повторяют их действия. У нас очень много погибших на дорогах в возрасте 18-25 лет, — сокрушается Паул.
Хотя с самими водителями, по словам автоэксперта, проблем нет: латвийцы дисциплинированные и аккуратные водители. Главные проблемы — с инфраструктурой.
— Смотрите: очень хорошие футболисты, но поле с ямами и кирпичами. Ну и как бы они играли?! У нас так же: линии стерты, все в ямах, сложно ездить правильно. Ездить мы умеем, водители у нас достаточно ловкие, в том числе зимой, в отличие от каких-нибудь англичан, которые зимой вообще ездить не умеют. Дороги в Латвии оставляют желать лучшего. Когда въезжаешь из Литвы в Латвию, даже те, кто спит, просыпаются, так как начинает трясти, — смеется Паул.
Второе занятие в жизни Паула — мотоспорт. Раньше Паул занимался гонками на автомобилях, но потом пересел на двухколесные транспортные средства — говорит, это дает больший простор. Паул участвует в соревнованиях по мото- и супермотокроссу, а также в гонках зимой по льду на мотоцикле с шипами, в которых он не раз завоевывал призовые места. Причем он совершенно не считает свои увлечения экстремальными.
— На трассе все едут в одном направлении, там нет никаких столбов и телефонных будок, никто не выбегает на дорогу, и доктор стоит рядом. Ты в экипировке — спокойно скользишь себе по дороге, если упал. Реальные экстремальщики — это те, кто гоняет по городу, а не по трассе.
Городской мотоцикл у Паула также имеется, однако он для неспешной езды.
— Те, кто в городе ездит быстро, обычно долго не ездят — разбивают мотоцикл еще до первой смены масла. Я не понимаю, зачем таранить телефонные будки, если можно гонять на трассе, где намного безопаснее.
На вопрос о том, почему его манят скорость и мотогонки, Паул лишь разводит руками.
— А вы спросите у рыбака, почему он ловит рыбу, — уж точно не для того, чтобы кормить семью. Это просто зов природы. Кроме того, мне нужно знать предел возможного: как машина или мотоцикл тормозит, как их заносит. Чтобы я мог рассказывать о том, что будет, если ты один раз попробуешь повторить такое в городских условиях. Например, показать шлем после падения и дать человеку задуматься о том, что было бы, если бы шлем не был надет…
Со своим любимым двухколесным другом Паул не расстается и в путешествиях. Вместе с женой Илзе он объездил много стран, включая такие экзотические, как Индия и Новая Зеландия.
— Мне нравится путешествовать на мотоцикле. Мне неинтересно приехать и лежать на пляже или приехать и бродить по городу с картой, смотря на здания.
Паул обычно прилетает в страну, берет напрокат мотоцикл и путешествует целый месяц. В Индии в последний раз объехал весь штат Гоа.
— Гоа — это «легкая Индия». Там неопасно на мотоцикле. Единственное, чего стоит остерегаться, — это свиньи. Если собаки, слоны и коровы идут вдоль дороги, то свиньи как сумасшедшие носятся поперек, — с улыбкой вспоминает он.
В день Паул с Илзе проезжают по 200-300 км. Останавливаются в придорожных отелях, и если отель им нравится, просят зарезервировать им похожий по пути еще через 200-300 км. Так и путешествуют. С собой у каждого зубная щетка и сменный комплект одежды, который всегда можно отдать в стирку в отеле.
— Мы с Илзе совпадаем в наших желаниях. Путешествовать с дамой с чемоданом я не смог бы: это ж надо целый прицеп сзади тащить! Мотоцикл учит, что на самом деле человеку не нужно ничего лишнего. Даже фотоаппарат, по сути, не нужен — пока ты с ним возишься, жизнь проходит, — говорит Паул.
Новые книги о вечном Следующая публикация:
Мы не пыль на ветру!